Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
7 июля - день памяти Крестителя Господня Иоанна
Святой Иоанн Предтеча
Живописец дорожит своей лучшей картиной, писатель - книгой, поэт - стихотворением, архитектор - зданием, мастер - изделием.
А Тот, Кого мы называем Отцом, Вседержителем, Творцом, Тот Художник и Мастер, Кем сотворено все в этом мире, может ли Он сказать, ЧТО считает Своим самым прекрасным произведением?
Самым прекрасным, конечно же, являешься ты, человек. Ведь только тебя Создатель сотворил похожим на Себя. Однако Небесный Художник творит не как земные. Картина или стихотворение не участвуют в своем создании. Создатель же человека призвал и Свое создание участвовать в творчестве. И поэтому каждая душа - результат творчества Бога и человека. Потому-то и есть среди людей те, кто позорит звание человека. И дело не в Боге, из рук Которого не может выйти ничего несовершенного, а в человеке, который может самую прекрасную работу Божию испортить и обесчестить.
Самое прекрасное на земле - человек. Но человек человеку рознь. Кто из нас, людей, лучший? Этого Бог от нас не скрыл. Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… (Мф. 11, 11). Это признание, это прямое указание Божие обязывает вглядываться в личность Иоанна, размышлять о ней всякого, кто стремится к совершенству, кто видит главную задачу всех жизненных усилий в том, чтобы становиться лучше (не лучше других, а лучше того, кто есть ты сам сегодня).
Какие достоинства, спросим, делают человека лучшим в глазах Божиих? Проще, наверное, спросить, что мешает быть подлинным человеком?
Христос, говоря об Иоанне, спрашивает людей: Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Мф. 11, 7). Какое точное сравнение с душой большинства из нас! И какое горькое! "Трость, колеблемая ветром". Такая трость, такая душа, пока нет испытаний, скорбей, соблазнов может представляться себе не тростью, а столпом, стоящим прямо и твердо. Но вот подул ветер (или обидели нас, или появилось жгучее желание сделать что-то постыдное, в чем мы и самому близкому другу не признаемся, или лень, трусость, эгоизм встают на пути выполнения долга), и "столп" оказывается беспомощной тростью, и ветер не только гнет нас, но и ломает некоторых.
Иоанн таким не был, и, указывая на него, Господь говорит, что и нам не подобает в жизни гнуться и ломаться, а стоять прямо и твердо. Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13), - читаем в Писании. Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1, 7).
А Христос продолжает вопрошать: Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? (Мф. 11, 8).
Вот что, оказывается, может делать слабым и беспомощным - любовь к "мягким одеждам", которую следует понимать гораздо шире. Это любовь к комфорту, к удобствам, удовольствиям. К сожалению, она присуща большинству людей. В наше время особенно. Раньше иконы на самом видном месте, купола церквей, возвышающиеся и над городами, и над селами, и поставленные на дорогах часовни, и слышимый повсеместно колокольный звон - все это как-то старалось лишний раз напомнить: не очень-то дорожи "мягкими одеждами", есть нечто больше и выше. Теперь что чаще всего видит и слышит человек? Рекламные щиты, призывы по радио и телевидению к тому, чтобы одеться в одежду помягче, жить удобней, приятней и слаще.
Ничто так не обессиливает душу, как привязанность к удобствам и удовольствиям, если они становятся центром всех человеческих усилий. Само по себе презрение к комфорту, конечно же, не возносит человека на вершину совершенства. Оно дает силы восходить.
Об Иоанне же Господь сказал еще и следующее: Он был светильник, горящий и светящий (Ин. 5, 35). Назначение светильника - являть свет. Свет же в этом мире - Христос. И в том главное величие Иоанна, что он готовил людей к встрече со Христом, убедительно и властно говорил им о том, что только покаяние, очищение, обновление жизни могут сделать встречу благословенной. Тот же, кто не намерен меняться, кто сжился с грехом, тот пусть не ждет от этой встречи ничего радостного: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10).
Это не угроза, не запугивание. Это напоминание об ответственности. Потому что, где свобода, там и ответственность, и жизнь - дело слишком серьезное, чтобы проводить ее бездумно, лениво и бесплодно.
Светильник, горящий и светящий… Факел, как мы знаем, не только горит, но может дать огонь и другим светильникам. Прикоснемся и мы к этому огню и постараемся сами стать светильниками в той мере, в какой сможем.
Материалы по теме:
Храм Иоанна Предтечи в Клинском районе
Рождество Иоанна Предтечи
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Протоиерей Игорь Гагарин. "Прикосновение" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|