Автор: Протоиерей Борис Балашов
Евангелист Лука так начинает свое повествование о благовестии Захарии: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария (Лк. 1, 5).
Захария и его жена Елисавета принадлежали к роду Ааронову и, как говорит Евангелие, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). Они прожили долгую жизнь и оба уже были в преклонном возрасте, однако детей они не имели, потому что Елисавета была бесплодна.
У евреев, живших в то время, бездетность считалась позором и тяжким наказанием Божиим.
Захария был священником. Священниками у евреев становились не по личному призванию, а по происхождению из потомков Аарона. В Израиле были священники, которые не жили постоянно при храме, а имели свою очередь для служения, свою чреду.
Захарии выпал жребий совершать каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, которая называется Святилищем, где находится жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма - "дворе" (кадильный жертвенник - это металлический стол, на решетку которого клали угли, на них в определенный момент богослужения высыпался ладан, и воздух наполнялся благоуханным кадильным дымом).
Когда Захария совершал каждение на кадильном жертвеннике перед самым святым местом в храме - Святая Святых, он увидел Ангела и очень испугался. Возможно потому, что по иудейским понятиям явление Ангела предвещало близкую смерть. Но Ангел говорит ему: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).
О чем молился Захария? Какая молитва его была услышана Господом? Наиболее вероятно то, что Захария, как один из лучших людей своего времени и священник - посредник между Богом и народом, - молился о скорейшем пришествии Мессии, о нуждах народа, о его спасении. И вот, в ответ на свою молитву, он видит Ангела, который возвещает ему, что жена его родит сына. И этот сын будет в радость не только ему, но и многие о рождении его возрадуются. Почему? Потому что этот человек будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 15-16).
Когда Иоанн обратился к Израилю с проповедью покаяния, к нему пришло множество иудеев. Многие из них обращались к Господу и крестились. Но были и такие, которые не приняли его проповедь. Израильский народ уже много раз отвергал Бога, изменяя Ему. И по этой причине с ним происходило множество несчастий. Но когда народ возвращался к Богу, он вновь обретал Божию помощь, поддержку и укрепление. Иоанн Предтеча был послан к народу, чтобы возвещать о покаянии. Ветхозаветный пророк сказал о нем: И предыдет пред Ним (Богом) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17).
Представим себе лодку, плывущую по реке. Перед ней плывет другая, предшествующая ей. Термин "Предтеча" вошел в богословие и применяется по отношению к Иоанну Крестителю. Как ледокол, который разбивает лед и прокладывает путь большому кораблю, так и Иоанн Креститель идет по жизненному пути перед Господом Иисусом Христом. С какой целью? Чтобы вернуть людей к Богу, обратить их сердца и души к Творцу. Если душа не загорится любовью к Богу, ей не спастись. Поэтому надо было пробудить в людях покаяние. И в своих проповедях Иоанн стремился к этой цели. Причем, говоря о покаянии, он имел в виду не просто внешнее действие, а перемену образа мыслей, исправление жизни.
Престарелый священник Захария не поверил Ангелу: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1, 18). Захария поставил человеческое разумение выше Божественного. Он усомнился в возможности обещанного из-за их преклонного возраста. Захария просит от Ангела знамения как доказательства. В ответ на недоумение Захарии Ангел называет свое имя - "Гавриил", что значит "сила Божия". Как знамение и, одновременно, наказание за маловерие ему дается немота и глухота, которая разрешится только после рождения младенца. Даже при наречении имени родившемуся младенцу с Захарией объяснялись знаками.
Когда чреда Захарии закончилась, Елисавета зачала и пять месяцев таилась. Она искренне радовалась, потому что с разрешением ее неплодства Господь снял с нее поношение между людьми. Вот почему праведная Елисавета, перенесшая, без сомнения, много оскорблений из-за своего неплодства, так искренне и от всего сердца благодарила Бога.
После того, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Божиего Сына, Пресвятая Дева спешит поделиться радостью со Своей родственницей Елисаветой, жившей в Иудее. Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 41-43). Жена Захарии повторяет ангельские слова, хотя о благовестии Ангела Пресвятой Деве Марии никто не знал и не мог знать.
Интересно, что Елисавета называет Деву Марию Матерью Господа своего уже в момент их встречи.
Еще не родившийся младенец Иоанн впервые встречается с Иисусом Христом, жившим под сердцем Пресвятой Девы. Вторая их встреча произойдет уже на берегах Иордана через тридцать лет.
Настало время Елисавете родить, и родила она сына. Родственники и друзья думали, что родители назовут его Захарией в честь отца, но тот, взяв дощечку, написал: Имя ему - Иоанн. И тотчас он разрешился от немоты и стал пророчествовать. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 66-69).
Прообразом "рога спасения" был рог храмового жертвенника, который служил преступникам избавлением от заслуженной кары. Преступник, успевший прибежать к жертвеннику и ухватиться за рог его, уже не подлежал заслуженному наказанию (См. 3 Цар. 1, 50).
Рог спасения. Спасения от чего? На первый взгляд речь здесь идет о том, что являлось предметом чаяний еврейского народа того времени, то есть освобождение от римлян, поработивших в то время евреев. Ненавидевшие римлян евреи часто восставали против оккупантов. Но в Евангелии говорится совсем о другом избавлении.
Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их (Лк. 1, 77). Это было непонятно евреям того времени. Ведь здесь говорится о спасении не как о победе над врагом и власти над другими народами, а о спасении от греха. Кто тот враг, которого нужно победить, чтобы спастись от греха? Этот враг - диавол и грех внутри нашего сердца.
Сотворит милость с отцами нашими и помянет завет Свой (Лк. 1, 72). На первый взгляд здесь опять много непонятного. Как можно помиловать предков, если их уже нет в живых? Души умерших, по вере евреев, были в аду (шеоле) - месте тени и печали. Если здесь говорится о милости по отношению к умершим предкам, значит, спасение переходит временные границы и касается и тех, кто жил раньше. Этими немногими словами предсказывается сошествие Христа во ад.
Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги на путь мира (Лк. 1, 79).
Тень смерти тяготеет над согрешившим человеком. Люди от страха перед ней даже боятся думать о завершении своего земного пути.
Принимающий тот жизненный путь, который нам указывает Иисус Христос, путь к миру с Богом и с собственной душой, обретает вечную жизнь через подаваемый Богом благодатный мир. Соединивший свою жизнь со Христом неподвластен смерти, она не может победить его и отнять спасение и радостное бессмертие.
Иоанн Креститель и сейчас продолжает указывать нам верную дорогу к Спасителю человеческого рода Господу Иисусу Христу через переосмысление своей жизни, покаяние и принятие Христова Евангелия в свое сердце как спасительного круга в бушующем море жизни. Предтеча Христов ведет людей к Богочеловеку - Солнцу Правды, оживляющему все доброе и светлое в зачерствевшей человеческой душе, чтобы человек мог жить вечно. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|