Автор: Митрополит Иоанн (Венланд)
Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Великий пост - это дорога подвигов, и нам необходимо знать, куда ведет этот путь, к какой цели. Цель эта - Христос, наше соединение с Ним. Пост, молитва и покаяние завершаются чистосердечной исповедью перед духовником и Причащением Святых Христовых Таин, через которые мы соединяемся со Христом, так что Христос пребывает в нас и мы в Нем.
Великий пост продолжителен - семь недель. В конце его - величайший христианский праздник - Пасха. Светлое Христово Воскресение, уверяющее в том, что Христос, Которого мы принимаем в Святых Тайнах, - Живой, Воскресший, вечно Живущий. Быть вместе с Живым Христом - это значит быть в Царстве Небесном.
Когда мы слышим о Царстве Божием, то вспоминаем слова Христа: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдет в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Задумаемся над этими словами. Мы, взрослые, конечно, не можем вновь стать детьми. Следовательно, нам надо заимствовать от детей какие-то добрые качества, которые мы утратили. Дитя способно слушаться. Будем и мы послушны голосу Святой Церкви. Церковь говорит: испроси прощение у ближних за все обиды, которые ты им или они тебе причинили. А хороший пример этому - дитя.
Дети очень быстро мирятся друг с другом, после ссоры скоро забывают обиды, охотно просят прощения, если сами в чем виноваты. Так должны поступать и мы, взрослые. В отношении послушливости, миролюбия и готовности прощать и забывать обиды мы должны подражать детям. И мы стараемся и учимся это делать сегодня, когда с особым воодушевлением говорим друг другу "прости" и "прощаю". И все-таки, мы в этом несовершенны и, может быть, поэтому помним обиду даже после того, как скажем обидчику "Прощаю!".
Это состояние можно понять, если привести такое сравнение: обида подобна телесной ране. Пока она отрыта и кровоточит - это непрощенная обида. Когда врач омоет рану и наложит повязку, и рана начнет заживать - это обида, которую мы со всем желанием простили. Но и заживающая рана еще причиняет боль. Так болит и наше сердце от духовной раны - обиды, которую мы волей и разумом уже простили.
Мы уже на правильном пути, но еще несовершенны. Полное исцеление наступит тогда, когда мы забудем обиду тотчас после примирения и, подобно апостолу Павлу, будем благодушествовать в обидах (см. 2 Кор. 12, 10). И тогда мир Божий сойдет в наши души и Господь будет с нами.
Чтобы еще лучше понять, какое огромное значение имеет взаимное прощение обид для нашего спасения, приведу пример из жизни святого мученика Никифора (память 9 (22) февраля).
Святой Никифор жил в III веке. Для Церкви то время было трудным. Нечестивые цари пытались принудить христиан к отречению от Спасителя мира. Христиане, оставшиеся верными Господу Иисусу Христу, подвергались мучительным пыткам, но мужественно претерпевали их. Тогда жестокие палачи умерщвляли свидетелей истины (см. Лк. 24, 48). Пострадавшие и принявшие смерть за Христа становились суть святые мученики.
Святой Никифор был христианином и дружил с христианским священником Саприкием. Но однажды друзья поссорились. Через некоторое время Никифор пришел в себя, осознал греховность ссоры, раскаялся и пришел к Саприкию с просьбой о прощении. Саприкий наотрез отказал ему. Так повторялось много раз: Никифор просил прощения, а Саприкий был неумолим.
Вскоре в их город приехал нечестивый царь-гегемон и призвал на суд священника Саприкия, требуя отречься от Христа. Саприкий твердо держался в вере, стойко перенес множество мучительных пыток. Язычник признал себя бессильным перед мужеством христианина и приговорил его к смерти через отсечение головы.
Оставалось Саприкию только встать на колени и преклонить голову, тогда воин отсек бы ее, а Саприкий получил бы венец святого мученика, и Христос принял бы его в обители Своего Небесного Отца. Но вдруг на место казни пришел святой Никифор и, упав перед Саприкием, со слезами воскликнул: "Прости меня, святой мученик!" В тот страшный час в сердце Саприкия вспыхнула старая злоба и он не захотел простить своего брата-христианина Никифора.
И произошло удивительное: благодать Божия оставила Саприкия. Он, который вынес тяжелые и долгие муки, он, перед которым уже открылись двери рая, вдруг устрашился смерти и отрекся от Христа. "Не убивайте меня, - сказал он воину, - я готов принести жертву идолам". Царь приказал оставить жизнь Саприкию, а вместо него казнить святого Никифора. Так Никифор стал святым мучеником и вошел в рай Христов вместо Саприкия. Дальнейшая судьба Саприкия неизвестна. О нем молчит церковное предание. Мы можем только надеяться, что и он впоследствии покаялся.
Братья и сестры! Из жития святого Никифора мы видим, как важно прощать друг друга от всего сердца, ибо слава и честь и мир всякому, делающему доброе (Рим. 2, 10).
Бог да простит и помилует всех нас.
Аминь.
21 февраля 1977 г.
Фото: Протоиерей Борис Балашов
Материал о Митрополите Ярославском и Ростовском Иоанне (Вендланде)
Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда)
Статьи по теме Великий Пост:
Об организации духовно-молитвенной жизни, посещении богослужений и Причащении в Великий пост
Как православным относиться к празднику 8 Марта?
Как нам научиться молиться?
О питании в Великий пост
Смысл поста
В чем суть грехопадения человека?
Начало Великого поста (в начало страницы)
Прощеное воскресенье
В Прощеное Воскресенье
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|