Автор: Протоиерей Борис Балашов
Такое бывает со многими: живешь в свое удовольствие, ни о чем не задумываешься, все делаешь так, как хочется… Но вот человек приходит к вере, начинает переосмысливать всю свою жизнь и ужасается: сколько же он всего натворил! И ведь как больно вспоминать о многом том, что совершил!
И тогда, бывает, человек приходит к священнику с такими словами: "Батюшка, я совершал большие грехи в жизни, скорблю теперь о них. Приносил покаяние на исповеди, но боль в сердце об этих грехах не проходит. Что мне делать - повторять на каждой исповеди? Как быть, чтобы жгучая боль о совершенных в жизни грехах прошла?"
При любой болезни боль - это крик больного организма о помощи. Если болят зубы, значит, их здоровью угрожает серьезная опасность и надо срочно идти к зубному врачу. Если мы поранили ногу и она так сильно болит, что на нее невозможно наступать, то это - упорное требование нашего тела о лечении больного органа. И если только заглушать боль разными лекарствами, то проблемы не решить. Требуется вмешательство специалистов - врачей, которые будут использовать разные средства для лечения наших недугов. Иногда лечение бывает очень болезненным, но без этого невозможно победить болезнь - источник нашего страдания.
Грех - это болезнь души. Он наносит ей раны, нередко очень большие и глубокие. При лечении травм, нанесенных нашему телу, иногда требуется длительное лечение. Нечто подобное происходит и с душой. Чем серьезней грех, тем больше духовных сил требуется для лечения травмированной нашими грехами души.
Святые отцы говорили, что если Бог сотворил нас без нас (то есть без нашего личного участия), то Он не спасет нас без нас. Таким образом, для лечения наших грехов и спасения требуются наши усилия и Божия благодать. Божию благодать мы получаем в церковных таинствах, в данном случае - таинствах Покаяния, Елеосвящения (Соборования) и Причащения Святых Христовых Таин. Кроме того, благодать мы обретаем через молитву, чтение Священного Писания, в первую очередь - через книги Нового Завета и Псалтири, а также, не нужно об этом забывать, - через совершение добрых дел, сделанных во имя Божие.
Святой Иоанн Креститель говорил народу: "Сотворите же достойные плоды покаяния" (Лк. 3, 8). Покаяние - это решительная перемена в душе человека, разворот в жизни на 180 градусов. Нужно не только вскрыть свои грехи, но и возненавидеть их, нисколько при этом себя не оправдывая. Причем каяться нужно во всех своих грехах, а не избирательно. При этом нельзя забывать, что самый страшный грех наш состоит в том, что мы по-настоящему так и не ответили на Божию Любовь своей любовью, хотя Он ради нас стал человеком, умер на Кресте и Воскрес.
Больной должен хотеть выздоровления, а потому внимательно слушать своих врачей и добросовестно проходить курс лечения. Аналогично и в Церкви - духовной лечебнице. И необходимо вникать в Евангельское Слово, пропитываться им, старательно исполнять волю Христову и наставляться в вере и спасении у тех пастырей, которым мы доверяем умом и сердцем. Если мы будем относиться к лечению своей души как к подвигу покаяния и исправления своей жизни, то обязательно наступит время, когда мы ощутим облегчение своей души от греховного груза.
Фото: Галина Акулова
О стеснении на исповеди
Господь смотрит в сердце Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|