Автор: Е.Д. Шеко
История католической церкви хранит множество запутанных и непонятных для стороннего взгляда сюжетов и эпизодов. В том виде, в котором мы наблюдаем католицизм сегодня, он пребывает немногим более полувека (после II Ватиканского собора).
Визуально между Православием и Католичеством сейчас мало общего. Хотя Вселенский патриархат стремится к единству, и нас призывают искать единство в ущерб православным традициям – в том числе настойчиво предлагают отказаться от закрытых алтарей и высоких иконостасов, по примеру «просвещенных» западных братьев-христиан.
Но если внимательно рассмотреть эволюцию католического церковного искусства, то можно найти очень много общего с Православием, несмотря на резкое взаимное неприятие в прежние времена.
Один из таких исторических артефактов – жюбэ (это слово не используется нашими искусствоведами, не известно оно и русскоязычной Wiki). Статья Jube во французской Wiki отсылает к русской статье «Лекторий», но жюбе – совсем не только лекторий, жюбэ многофункционален и многолик.
Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.
Исторически сложилось так, что вокруг храмового престола для совершения таинства необходимо иметь некоторое сакральное пространство, в которое не допускаются лица, не облеченные саном. Мера открытости этого пространства, его размеры, его расположение в интерьере храма – целиком зависело от местных условий и личных взглядов заказчика постройки (настоятеля, аббата или епископа).
Сегодня принято считать, что в раннехристианских базиликах никаких иконостасов не было. Но алтарные преграды (ограды сакрального пространства) – были. Эта ограда и была прообразом жюбэ.
Жюбэ – это не алтарь. Это отдельное выгороженное в восточной части храма центральное пространство. Там помещался хор и амвон, с которого читали Евангелие. Пример раннего жюбэ – в римской базилике Св. Климента.
С течением времени западная ограда жюбэ перекрыла весь центральный неф, не оставив проходов к алтарю.
Эта преграда, как и в православном храме, постепенно росла вверх, набирая декоративное и изобразительное благоукрашение. Амвон или кафедра проповедника служили единственным связующим звеном между теми, кто был внутри жюбэ и мирянами снаружи.
Он мог находиться вне преграды, встраиваться в нее, или располагаться наверху, на площадке для хора.
Жюбэ 1150 г., именуемое на итальянских сайтах «иконостас и амвон» в романской церкви Santa Maria in valle Porclaneta (Rosciolo):
В некоторых случаях преграда жюбэ росла вверх вместе с уровнем пола, поднимаясь над уровнем простых лаиков, как сцена и подиум, как например в базилике Гальяно:
Этот возвышенный вариант жюбэ в Италии часто принимал форму отдельного храма-антресоли, совершенно отделенного от нижнего яруса.
Пример – Сан Миньято аль Монте во Флоренции:
Амвон включался в преграду – жюбэ как отдельная кафедра – как, например, в соборе Модены.
Католические исследователи не сомневаются в связи жюбэ и православного иконостаса, поскольку для лаиков все же надо было как-то оформить фасад этого ограждения. Чаще всего изображения были объемной скульптурой или раскрашенным рельефом.
Жюбе в церкви аббатства Vezzolano XII в.:
Еще один пример иконостаса жюбэ – алтарная преграда собора Сан-Марко в Венеции:
На картине Франческо Гварди 1763 года, изображающей интерьер собора Сан Марко, хорошо видны завесы между этими колоннами, таким образом, мраморная преграда закрывала полностью алтарную часть от толпы мирян.
До разделения церквей алтарная преграда, амвон и иконостас (живописные или скульптурные изображения апостолов или композиции Праздников) были отдельными элементами убранства храма.
После разделения церквей на Западе эти функции постепенно объединились в один архитектурный ансамбль, названный jubé (фр.) или rood screen (англ.).
Официально считается, что жюбе сформировалось во Франции в XII в.
Его западный фасад увенчало большое распятие.
Рисунок жюбе собора Нотр-Дам в Париже
Сейчас этот алтарь выглядит так – без западной стены и ворот:
Жюбе в монастырских храмах часто занимало всю середину центрального нефа, как например в соборе Альби:
Внутри жюбе были устроены стасидии для клира:
Доцент, зав. кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д. Шеко
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com
Продолжение статьи
Фото: Е.Д. Шеко
Монастырский комплекс Осиос Лукас
Автор: Е.Д. Шеко
Виртуальное путешествие с Екатериной Шеко
Про "хорошие" и "плохие" глазки
Автор: Екатерина Шеко
Сегодня мы поговорим о том, как различить "хорошие" и "плохие" глазки иконных ликов. На мой взгляд, это не так просто, как может показаться.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|