Автор: Е.Д. Шеко
Наконец удалось реализовать мечту – увидеть хрестоматийный памятник византийской архитектуры – монастырский комплекс Осиос Лукас.
Как пишут в учебниках по истории искусств – «Кафоликон Осиос Лукас датируется первой половиной XI в. и является центральным памятником средневизантийской архитектуры и живописи».
Мозаики кафоликона широко известны и многократно опубликованы в сети, ибо в монастыре фотографировать не возбраняется (за что низкий поклон его насельникам)!
Поскольку памятник настолько известный, расскажу только о личных впечатлениях.
Главное, что меня поразило, это отсутствие изображений в поле зрения.
Входишь в храм и видишь дворцовый зал, облицованный темно-зеленым камнем с уровня пола почти до потолка.
Это памятник постиконоборческому синдрому. Художникам позволили поработать только на сводах.
В иконостасе, разумеется, икон первоначально не полагалось.
Они были вставлены позже, интересно – когда?
На фото из сети 2008 г. они были очень примитивного, но современного письма – эти же иконы есть на черно-белом фото в книге А.И. Комеча «Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.», изданной в 1987 г.
Но теперь их уже заменили на гламур «афонских писем».
Своды в нартексе значительно ниже, здесь сохранились мозаики более удобные для созерцания.
Удивительно пластичный образ Христа над западным порталом – стилистически он отличается от всех остальных фигур.
Все остальные образы очень схематизированы, но это сделано мастерски. Образы не примитивны и не механистичны. Они достаточно живые, хотя и описаны жесткими прямолинейными контурами. Жаль, что других работ этой бригады мозаичистов не сохранилось – Осиос Лукас уникален.
Образ Христа над главным порталом фланкируют фигуры апостолов Петра и Павла очень странных пропорций. Если смотреть только на фото – кажется, что это результат кривизны арки.
Но на самом деле ноги апостолов не вписалиь по длине и были принудительно сокращены.
Получились несколько комичные карлики, что странно, учитывая мастерство художников, которое превосходно видно в других композициях.
Не менее мозаик интересны и росписи крипты – церкви св. Варвары. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона (так пишет wiki). В алтарной преграде также первоначально не было икон.
Эти фрески плохо сохранились, хотя и многократно прописывались и поновлялись.
Судя по уцелевшим фрагментам, живопись была ближе к графике. Все описано жесткими контурами, как и в рисунке мозаик кафоликона.
Но мастерство художников было превосходным!
Росписи сохранились и в правом приделе кафоликона. Хотя здесь все очень сильно зареставрировано. Так, что уже трудно понять – где основа XI века, где романика XII, или еще более поздние вставки?
Но общее впечатление - полный восторг! Странно, что этот памятник 1-го ряда был включен в Список объектов Всемирного наследия только в 1990 г.
Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д. Шеко
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com
Фото: Е.Д. Шеко
Церковь святого Никиты близ Скопье
Автор: Екатерина Шеко
Храм был построен в 1316 г. под патронажем короля Милютина. Фрески XIV века были написаны известными художниками Михаилом Астрапой и Евтихием. Их подписи сохранились на щите изображения св. Феодора Тирона.
Борьба с пережитками
Автор: Екатерина Шеко
Борьба с пережитками традиционализма в Католической Церкви Франции ведется образцово-показательно. Разработаны специальные методики для "переубеждения" особо упертых и несговорчивых любителей историзма.
Православная Церковь, активно изучающая новейший опыт западных конфессий, должна быть готовой к развитию подобного сценария (так, на всякий случай…).
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|