Автор: Е.Д. Шеко
Судя по немногочисленным сохранившимся жюбэ, в XII веке миряне могли воспринимать богослужение исключительно на слух. В монастырских храмах каменная преграда жюбэ наглухо перекрывала зону совершения таинств.
В приходских храмах преграда чаще была деревянной, но тоже практически глухой.
Хоры располагались на балконе жюбэ – чтобы лаикам было хоть что то слышно.
жюбэ XV в. в церкви аббатства de la Chaise-Dieu:
Внутри жюбэ был храм в храме – строго для клира. Только изнутри можно было наблюдать священнодействие в алтаре (если это не так, буду благодарна за комментарии, поскольку я только пытаюсь разобраться в этой теме).
Вид интерьера жюбэ Амьенского собора в XIX в.:
Интересная деталь – музыканты с духовым инструментом Serpent (змея): на картине Амьенского жюбэ их 2 (справа и слева).
На балкон преграды, где находились хоры, мог быть установлен и орган (чем активно пользовались в храмах эпохи Реформации), который, после упразднения жюбе и открытия алтарей, переместили на западную стену храма.
Бунт против жюбэ и закрытых алтарей входил в программные темы Реформации в XVI в.
Поэтому контрреформаторы решили играть на опережение, и на Тридентском соборе в первую очередь постановили сломать все жюбе и открыть алтари для мирян.
На картине современника Тридентского собора – Paolo Farinati изображено заседание этого собора в храме на фоне глухой деревянной стены жюбэ. Однако обратите внимание – участники заседания сидят лицом к алтарю и этой глухой стене! Перед ней – только члены президиума.
На иллюстрациях к истории Тридентского собора, сделанных столетием позже, никакого жюбэ нет и в помине!
Алтарь открыт, а участники собора сидят спиной к престолу. Президиум – в центре.
Получается так, что духовенство само уже легко игнорирует алтарь, хотя он не закрыт никакой стеной.
Но открытым, алтарь утратил свой статус почитаемой святыни(?)
В тех храмах, где жюбе сохранилось по каким-то неведомым причинам и после Тридентского собора, преграда стала использоваться только как балкон для хора. А престол выставили из алтаря – перед преградой жюбэ.
Как это видно, например, в соборе Мейсена:
В сельских храмах, где менталитет жителей требовал сохранения традиций, жюбэ приобрел вид решетчатого ограждения с балконом наверху. Соблюдалось требование открыть вид на престол, но преграда зрительно сохранялась. В этом виде жюбе напоминает иконостас, только без икон местного ряда.
Таких вариантов сохранилось много по всей западной Европе:
Еще одна функция, придуманная традиционалистами для сохранения хоть какой-то алтарной преграды – это идея триумфальной арки.
Например, ее видно на картине Fabio Borbottoni (конец XIX в.) c изображением интерьера флорентийского Дуомо:
Сейчас этот интерьер выглядит так:
Никакой триумфальной арки или алтарной преграды нет и в помине.
Но это уже результат II Ватикана.
Неужели Православную церковь ожидает та же участь, и с иконостасом будет покончено?
Произойти это может стремительно, ибо мы наступаем на уже проверенные грабли.
Доцент, зав. кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д. Шеко Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com
Начало статьи
Фото: Е.Д. Шеко
Проекты храмов будущего
Автор: Екатерина Шеко
Статья заканчивается знаменательной фразой: "Ну а православному духовенству и прихожанам предстоит решить, к каким архитектурным новациям общество готово уже сегодня". Стало быть, если не готовы, то держитесь - ужо подготовим!
Пока духовенство и прихожане размышляют, портал Курск.com уже прямо пишет открытым текстом: "РПЦ внесёт современные черты в архитектуру храмов".
Несколько слов о «формообразовании» ликов
Автор: Екатерина Шеко
Что меня удивляет в наше смутное время, так это то, что обладание обширным и первоклассным фотоматериалом, возможность видеть все знаменитые памятники своими глазами (чего мы в советскую эпоху были совершенно лишены) не приводит (пока, быть может) к созданию произведений хотя бы среднего уровня (причем сами же "мастера" сетуют на деградацию).
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|