Автор: Екатерина Шеко
Портал "Московского комсомольца" не так давно разразился статьей "Вера в стиле модерн". И название характерное, и сам источник информации... Конкурс "На современное архитектурное решение образа православного храма", объявленный в октябре 2013 года, еще не подвел итоги, а наши "молодые московские архитекторы поведали "МК" о своих идеях уже сегодня…" - не удержались… (ребята, не обижайтесь, я вас нежно люблю).
Статья заканчивается знаменательной фразой: "Ну а православному духовенству и прихожанам предстоит решить, к каким архитектурным новациям общество готово уже сегодня". Стало быть, если не готовы, то держитесь - ужо подготовим!
Пока духовенство и прихожане размышляют, портал Курск.com уже прямо пишет открытым текстом: "РПЦ внесёт современные черты в архитектуру храмов".
Михаил Кеслер, председатель комиссии САР по культовым сооружениям, член экспертного совета конкурса, на своем сайте ответил на эти выпады прессы: "Нам как бы ставятся в пример архитектурные решения современных католических храмов, которые далеко ушли от традиции и действительно отражают состояние культурной и архитектурной действительности Запада и католической Церкви. Каково оно, всем известно, и зачем его повторять?"
В качестве "достойных примеров" с Запада нам традиционно предлагается паки и паки капелла Роншан и la Chiesa dell'Autostrada del Sole Микелуччи 1963 г. постройки.
Иконостасы, по-видимому, должны будут и у нас выглядеть как-то так (с использованием новейших технологий и плазменных панелей, разумеется!):
Церковь на автостраде Солнца строилась в те годы, когда Италия переживала подьем после военной нищеты и разрухи. Во многом ситуация схожа с той, которую переживает Русская Православная Церковь сегодня.
В притворе храма будущего, как в храме Микелуччи, по идее, вполне может разместиться и выставка актуального религиозного искусства (интересно, представлен ли на наш конкурс такой проект?):
Пока конкурсная комиссия размышляет над представленными проектами, наш архитектурный авангард уже активно проектирует новые храмы для русской глубинки (интересно, решится ли кто-то это построить в Тюмени?):
Думаю, что такой храм хорошо бы смотрелся в колонии строгого режима...
Но не надо только объяснять общественности, что это чистый полет фантазии архитектора, что никакие образцы, аналоги и проекты западных гуру не повлияли на данное высокохудожественное решение:
Подобных проектов достаточно много уже реализовано в западном мире, так что друзья-авангардисты опять повторяют западные зады. Ну не можем мы жить без образца...
А вот такой проект, наверное, был бы гораздо понятнее нашему традиционному сознанию (сделано не где нибудь, а в Америке!):
Ждать осталось недолго, все решается в эти дни. Проекты уже с 17.12.13 можно увидеть в Москве.
1. "Современное архитектурное решение образа православного храма". Выставка конкурсных проектов - с 17.12.2013 г. (открытие в 17.00.) по адресу: Гранатный пер. 12 по 21.12.2013 г.
2. Пресс-конференция, объявление итогов конкурса, вскрытие девизных конвертов и обсуждение -19.12.2013 г. (время работы выставки - один день).
3. Выставка отмеченных конкурсных работ на фестивале "Зодчество" 2013 - Москва, ВК "Гостиный двор" - 23.12.2014 г. и 24.12.2013 г.
Так что надеюсь, будет весело...
А пока архитекторы-авангардисты ловят флюиды с Запада, в нашей большой стране уже спонтанно рождается подлинно новое решение облика храма - органично-экологичное. Например, Костомаровский монастырь в меловых горах Воронежской губернии:
Думается, к этой теме мы еще вернемся.
Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com
От иконы к эрзацу, от храма к бункеру… Автор: Геннадий Алексеев В послевоенные годы стали появляться храмы, имеющие снаружи облик элеватора, а внутри - интерьер спортзала. Росписи применялись редко, из экономии средств. Исключение делалось только для изображения Распятия. Но его художественное решение уже было абстрактно-модернистским и практически неузнаваемым.
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 1 Автор: Екатерина Шеко Мысль о "законной автономии человеческой культуры" теперь (через полвека после II Ватиканского собора) не чужда и многим представителям Православной Церкви, в том числе и духовенству. В настоящее время граница между Католической и Православной Церковью стала прозрачной и совсем не препятствует различным модернистским идеям влиять (вольно или не вольно) на умы православных христиан. Особенно легко и непринужденно это влияние распространяется в такой "общечеловеческой" сфере как изобразительное искусство.
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 2 Автор: Екатерина Шеко Это был первый эксперимент разрушения формы храма - ее перекосило, выгнуло и лишило всех традиционных внешних признаков.
Капелла строилась с 1950 по 1955 г. Кроме игры световых лучей в интерьере ее украшает лишь роспись боковой двери (с пирамидкой и пятиконечной звездой). В алтарной части, больше похожей на тюремную камеру, - никаких сакральных атрибутов, кроме креста странной формы с обрезанным верхом. Впоследствии монахини, обслуживающие туристов, поставили наверху за оконным стеклом - маленькую статую Богоматери. Видимо, им невозможно было молиться, обращаясь только к бетонной стене…
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 3 втор: Екатерина Шеко Эти смелые эксперименты признанных мастеров современного искусства "развязали руки" следующим поколениям художников, которые, опираясь на опыт авторитетов, утратили все комплексы и "пустились во все тяжкие"...
После II Ватиканского Собора экспериментировать над архитектурными формами церквей начали во всем католическом мире, тем более что протестанты уже лидировали в этом процессе. Пример нового варианта использования возможностей железобетона - церковь Святой Троицы в Вене, проект одного из самых известных австрийских архитекторов Фрица Вотрубы. Местные жители так и называют ее церковью Вотрубы.
Издалека церковь Вотрубы напоминает башню ПВО в миниатюре, да и вблизи это сооружение похоже на что угодно, только не на храм, - 152 бетонных блока и стеклянные прямоугольники окон между ними.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|