Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 25.11.2024, 08:08 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковь и общество

Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 2

Автор: Екатерина Шеко

II. Следующим этапом в архитектуре католических храмов Европы стало восстановление и новое строительство после Второй Мировой войны. Степень разрушений была несравненно большей, чем после первой войны. Послевоенный подъем религиозных настроений, одновременно с экономическим возрождением, требовал скорейшего открытия храмов. В октябре 1946 г. во Франции был принят закон, установивший правила для осуществления послевоенной реконструкции. Он провозглашал принцип полного восстановления всех разрушений в порядке очередности по программе, рассчитанной на пять лет, включая разработку генерального плана и проектов модернизации. Этот закон сделал более либеральными положения законодательства довоенного периода, в котором (по закону 1905 года) финансирование и государственная поддержка строительства культовых зданий во Франции были запрещены. Вопрос сохранения памятников архитектурного наследия тогда еще не ставился. В этот период реконструкция подразумевала восстановление в том же размере, но в более простой и экономичной форме, хотя и не идентичной разрушенному оригиналу.

В связи с этим интересно отметить, что закон 1946 года о восстановлении утраченного учитывал, прежде всего, права коллективной собственности, важность которой превосходила любые другие рациональные соображения - функциональные или социологические, и даже экономию средств, в которой так нуждалось государство.

Церковь Сен-Мишель de Graignes, построенная между 1955 и 1958 гг. Снаружи имеет облик элеватора, а внутри - спортзала. Монолитный бетон. Архитектор Guy Pison.

4. Когда Роберт Камело (1903-1992) реконструировал церковь Сен Дэзир в Лизье, он разработал проект очень большой церкви, величественной, но размер которой не был пропорционален потребностям религиозного культа в данной местности, обрекая ее с самого начала на существование в полупустом пространстве, потому что здание, которое ей предшествовало, было большим, построенным в восемнадцатом веке в стиле барокко.

Главным и единственным украшением интерьера церкви в Лизье стали витражи Макса Ингранда. Витражное производство во Франции после второй мировой войны пережило колоссальный подъем, пройдя путь от высокой изобразительности до полной абстракции. Макс Ингранд (1908-1969) был одним из ведущих мастеров-витражистов послевоенной Франции, его витражи украшают 45 храмов Франции и других стран.


5. Самый большой комплекс витражей Макса Ингранда - в церкви Saint-Pierre d’Yvetôt, архитекторы Пьер Широль и Ив Маршан. Постройка 1956 г. - на месте храма XVIII в., разрушенного немецкой бомбардировкой в 1940 г.

План церкви - круглый, это ротонда, железобетонный купол которой (конической формы) опирается на 24 пилона. Между ними - стекло витражей, общей площадью 1 046 м2.


Еще одно яркое событие послевоенных лет - строительство храма Sacré-Cœur d'Audincourt - 1949-1951 г. Архитектор - Морис Новарина. В этой постройке узнаются многочисленные сельские клубы, построенные позже в СССР. Французская Wiki уподобляет эти две колонны перед входом "портику античных храмов", выдавая желаемое за действительное.

Особенно впечатляет декор алтарной апсиды. Художник - Жан Базен (1904-2001), "представитель новой Парижской школы".

III. Ключевым моментом окончательного поворота в сакральном искусстве Католической Церкви в русло "контемпорари арта" ХХ века стала церковь Нотр-Дам d'Assy, строительство которой было начато еще в 1937, а закончено уже после войны - в 1946. Архитектор - Морис Новарина. Церковь стоит в горах на высоте 1000 м, на территории туберкулезного санатория.

Этот храм получил особую известность не столько своей архитектурой, достаточно еще традиционной (классическая трехнефная базилика), сколько благодаря декоративному убранству. Здесь участвовали самые модные художники эпохи постмодерна - Пьер Боннар, Фернан Лежэ, Жорж Руо, Жан Базен, Анри Матисс, Жорж Брак и Марк Шагалл. В своих работах для храма они нисколько не отступили от своих самых авангардных идей. Эти живописные панно вызвали бурю в рядах клира - об этом писали в то время: более чем "надругательство" над l’Art sacré".

"Гвоздем программы" стало убранство алтаря - гобелен Жана Люрса, представляющий "Битву добра и Зла" (в алтаре!), и не очень приметный на этом фото крест - распятие Жермена Ришье (см. отдельное фото).


По поводу этого креста современные французские искусствоведы восторженно изощряются в жонглировании цитатами из Ветхого Завета, например из пророка Исайи 52.14: "...столько был обезображен паче всякого человека лик Его". Воистину, по словам того же пророка, в применении к современным искусствоведам, "очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего... не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ис. 6.9-10).

Вдохновителем этого "праздника" актуального искусства стал доминиканец Marie-Alain Couturier (1897-1954). До пострига он был художником (витражистом) и теоретиком искусства, затем стал одним из важнейших деятелей в "деле возрождения сакрального искусства во Франции после Второй мировой войны". Еще в 1937 он стал во главе редакции журнала "L'Art sacré" где развивал идею необходимости разрыва с академизмом и привлечения для работы в Церкви наиболее талантливых художников, независимо от их религиозных взглядов. Для Кутюрье "все НАСТОЯЩЕЕ искусство было сакральным". Он писал о послевоенном церковном строительстве: "Сто двадцать церквей были построены вокруг Парижа без участия крупных французских архитекторов, уважаемых во всем мире, и только в трех случаях они были консультантами", - делая вывод: "Лучше обращаться в сфере искусства к гениям без веры, чем к верующим без таланта".

О Couturie писали, что "многие его изыскания в области сакрального искусства были провокационными", - были рассчитаны на негативную реакцию, но в наши дни они стали эталоном "Настоящего искусства".

7. Именно Couturie привлек знаменитого архитектора Ле Корбюзье к работе над капеллой Роншан, ставшей шедевром "модернизма" и вошедшей во все учебники по архитектуре (в том числе советские). Это был первый эксперимент разрушения формы храма - ее перекосило, выгнуло и лишило всех традиционных внешних признаков.

Капелла строилась с 1950 по 1955 г. Кроме игры световых лучей в интерьере ее украшает лишь роспись боковой двери (с пирамидкой и пятиконечной звездой). В алтарной части, больше похожей на тюремную камеру, - никаких сакральных атрибутов, кроме креста странной формы с обрезанным верхом. Впоследствии монахини, обслуживающие туристов, поставили наверху за оконным стеклом - маленькую статую Богоматери. Видимо, им невозможно было молиться, обращаясь только к бетонной стене…

Сегодня Роншан - важнейший центр интеллектуального (не религиозного) паломничества. Для обслуживания этих посетителей в 2011 г. создан специальный монастырь - Сент-Клер Ronchamp (слева на фото внизу). Главное - не испортить замысел гения, к которому и приезжают туристы, поэтому сестры Клариссы спрятаны незаметно в "пещерных домиках". Считается, что капелла идеально вписана в природное окружение.

А вот уменьшенной копии капеллы Роншан в бельгийском парке "Маленькая Европа" не повезло. Ее "не вписали" в ланшафт, и сразу стало видно, что "король то - голый".

Ле Корбюзье волновала и привлекала свобода формообразования. Он разорвал, прогнул и вывернул стены - внутреннее пространство потеряло покой и устойчивость. Корбюзье меньше всего задумывался о назначении храма, о Евангельской проповеди. Ради игры света сквозь разнокалиберные бойницы южная стена была сделана чрезвычайно толстой. А вот алтарная часть скорее напоминает тюремную камеру.


Итак, в этом акте мы, наконец, подходим к кульминации: творчеству самого авторитетного гуру современной архитектуры - Ле Корбюзье (Le Corbusier) (1887-1965). Его идеи, проекты и постройки - это базовый курс современной архитектуры в любом советском (и постсоветском) ВУЗе соответствующего профиля. Как пишет Wiki, "именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов" (проще говоря, "крыша поехала").

Его религиозная принадлежность вызывает больше вопросов, чем ответов. Прилежным католиком его назвать нельзя, трудно сказать, был ли он вообще христианином. Замкнутый образ жизни и эксцентричность внешних проявлений соответствуют пословице "в тихом омуте..."

К церковному строительству Корбюзье пришел только в возросте 67-ми лет, став уже мировой знаменитостью. На его проекты давали любые средства. Привлек его к проектированию бенедиктинский монах Marie-Alain Couturier (1897-1954), который, как мы уже упоминали, став редактором журнала "L'Art sacré", провозгласил необходимость порвать с академизмом и обратиться к самым известным и талантливым художникам, независимо от их религиозной принадлежности.

Церковные постройки Корбюзье - упомянутая капелла Роншан (1955) и монастырский комплекс Ля Туретт (1957-60). По его проекту еще была начата Церковь Сен-Пьер de Firminy Vert, но строительство приостановили и закончили только в 2006. Она не используется как церковь.

Бенедиктинский монастырь La Tourette à Eveux

Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко

Продолжение статьи

Начало статьи

Фото: Екатерина Шеко

Современная икона : Проблемы методик обученияСовременная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Автор: Екатерина Шеко
Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Эта методика обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.
В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу… Получается очевидное противоречие, в результате которого некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять построения и композиции древних образцов в сторону академической «правильности».



Современная икона. Проблемы методик обученияСовременная икона. Проблемы методик обучения. Часть 2
Автор: Екатерина Шеко
Плинием описано состязание двух древнегреческих художников Паррасия и Зевксида: «Зевксид принес картину, на которой виноград был нарисован так удачно, что подлетали птицы. Паррасий же принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевксид, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано, и чтобы была показана сама картина. Затем, поняв свою ошибку, и под влиянием благородного стыда уступил пальму первенства Паррасию, т.к. сам он обманул птиц, а Паррасий – его самого, художника».




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (29.10.2013) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 3280
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz