Автор: Екатерина Шеко
8. Многие архитекторы во второй половине ХХ века увлеклись подражанием Ле Корбюзье. Например, архитектор Клод Парэн, проектируя церковь Сант-Бернадетт в Невере (строительство - 1963-1966), использовал возможности железобетона для создания огромных округлых блоков, имитирующих гигантские каменные глыбы. Жители нового квартала, где была построена эта церковь, называли ее "бункером " или "блокгаузом". Сейчас она практически не используется.
Еще один последователь Корбюзье - швейцарский архитектор Герман Baur (1894-1980). Baur специализировался именно на строительстве церквей. Его проект капеллы св. Терезы 1956 г. (la chapelle sainte Thérèse. Hem) повторяет идею капеллы Роншан в миниатюре. Сама капелла св. Терезы очень проста, но козырек над входом и витраж южной стены сразу вызывают ассоциации.
В центре алтарной стены - убрус работы Руо, о котором говорилось ранее.
Нашим ревнителям "философии образа нового храма" особенно не дает покоя образ церкви Иоанна Крестителя в Mogno (1992-95). В одном из церковных журналов читаем: "Многие проекты Марио Ботта вызывают критику, но он больше, чем другие, обращается к традициям, глубже проникает в символику (!!!) и придает значение не только конкретным религиозным образам, но и назначению постройки, ее местоположению" (во как!)
Особенно привлекает фотографов вот этот водоворот алтарной воронки (апсидой ее не назовешь), которая затягивает взгляд в черное отверстие позади престола. Глубоко символично...
Не менее "глубоко символичную" форму косо срезанного цилиндра Марио Ботта использовал в проекте Музея современного искусства в Сан-Франциско, проектировавшегося одновременно с церковью в Mogno (1994). "Символично" для музея современного искусства, "символично" и для сельской церкви - символика на все случаи... Ведь "интересная форма", правда?
Церковь в Mogno была задумана как памятник жертвам схода лавины в этом горном местечке. Жители пытались протестовать, но тщетно...
Ле Корбюзье "рулит" по-прежнему… Нужны ли нам доказательства того, что он является наиболее значимым источником вдохновения для современных архитекторов и в прошлом (ХХ), и в нынешнем веке?
Конкретной темой для вдохновения Марио Ботта в данном случае послужила "глубоко символичная" форма башни Дворца Ассамблеи Чандигарха - Ле Корбюзье (1951-60). Это и не случайно: Марио Ботта с Ле Корбюзье был знаком лично и входил в число его почитателей и учеников.
Веселые ребята, не правда ли?
Марио Ботта - очень продуктивный деятель от архитектуры: список его объектов с 1959 по 2010 гг. на итальянской Wiki превышает 120. Там, правда, перечислены не все его постройки, в частности, не упомянут собор Воскресения Христова в Эври (1997 г.), безнадежно устаревший, по мнению нашей молодежи
Очень рекомендую посмотреть визуализацию здесь (сделано профессионально!)
Надо сказать, что в области пиара и рекламы Европа нам дает большую фору. Они умеют рассказать красиво даже о том, что совершенно не очевидно. На сайтах храмов Марио Ботта интересно не только посмотреть картинки, но и почитать тексты и комментарии. Официальный анонс на сайте храма описывает его так: "Свято-Воскресенский собор - дом Божий. В самом центре города католическая церковь предлагает пространство тишины, собрания верных - для молитвы и Евхаристии. Вашими глазами и вашим сердцем посмотрите на красоту творения рук человеческих и ощутите присутствие Бога".
Не ощутили, посмотрев визуализацию?
Вот главный вход:
Гляжу на этот фасад, и мне представляется, как человека затягивает в эту воронку входного отверстия и там внутри начинает закручивать в центрифуге. Видимо, надо обладать каким-то особенным менталитетом для того, чтобы "ощутить присутствие..."
Еще один сайт храма Воскресения в Эври.
Это храм, действующий очень активно, там регулярно проводятся концерты, разные встречи и мероприятия для молодежи (это основной вектор) и даже совершается Литургия (!) (по воскресеньям и праздникам).
Сделано все, чтобы молодежь могла весело проводить там время (tout en vous amusant)!
Ну, а для особо набожных есть уединенная капелла:
Что же вам тут не нравится? - Сообщите мне, пожалуйста.
9. Еще один влиятельный "гуру" искусства ХХ в. - Анри Матисс. Ему принадлежит авторство росписи и витражей капеллы Chapelle du Rosaire 1951 г. До этой работы, мне кажется, он к церковной тематике не обращался. Старого, уже тяжело больного, Матисса вдохновили на эту работу и Кутюрье, и сестра-бенедиктинка Жак-Мари.
Привлекали этих знаменитостей от искусства к участию в "украшении" церкви сами члены клира. По-видимому, художники сами не стали бы себя навязывать Церкви в тот период, тем более что и Корбюзье, и Матисс были знамениты и состоятельны, в работе уже не нуждались.
Эти смелые эксперименты признанных мастеров современного искусства "развязали руки" следующим поколениям художников, которые, опираясь на опыт авторитетов, утратили все комплексы и "пустились во все тяжкие"...
10. После II Ватиканского Собора экспериментировать над архитектурными формами церквей начали во всем Католическом мире, тем более что протестанты уже лидировали в этом процессе. Пример нового варианта использования возможностей железобетона - церковь Святой Троицы в Вене, проект одного из самых известных австрийских архитекторов Фрица Вотрубы. Местные жители так и называют ее церковью Вотрубы (Wotruba kirchе 1974-76).
Издалека церковь Вотрубы напоминает башню ПВО в миниатюре, да и вблизи это сооружение похоже на что угодно, только не на храм - 152 бетонных блока и стеклянные прямоугольники окон между ними.
11. Совершенно по другому принципу проектируются новые церкви в конце ХХ в. Архитекторы используют новые технологии в строительстве, используя легкие синтетические материалы. Например, церковь Нотр-Дам-Ковчег Завета в Париже (81, rue d'Alleray), постройка с 1986 по 1998 гг. Ее несущий металлический каркас вынесен вне стен, создавая видимость клетки, в которую заключен куб. Маленькие квадратные окошки тоже забраны решетками, наподобие тюремных. Видео - 3D модель - можно посмотреть здесь.
Церковь Сердца Иисуса Христа в Мюнхене, Германия, 2000 год. Allmann Sattler Wappner
Церковь Санта-Моника. Мадрид. 2008
Архитектор - José Antonio Ramos Abengózar
В течении последних лет засилье контемпорари-арта на западе вызывает все большую неприязнь в среде верующих католиков. Постепенно причины этой неприязни перемещались от чисто вкусового отвращения к осознанию опасности для религиозного сознания. Но положение радикально изменилось: по сравнению с 20-ми гг. ХХ в., теперь дадаисты из арт-критиков превратились во всемогущих "властителей дум". В сакральном пространстве храмов воцарился хаос символов и смыслов, в котором тонут слабые аллюзии христианской темы. Самоутверждение актуального искусства в стенах храмов, благодаря, например, созданному во Франции институту "инспекторов по творчеству" (les "inspecteurs de la creation"), имеющих большую власть, чем духовенство, в вопросах храмостроительства, формирует свой собственный культ, "концептуальную веру", основанную на безграничной свободе творчества художника. Произведение актуального искусства зачастую становится террористическим актом в Церкви, внося путаницу и хаос в нематериальной сфере духовности. Однако это искусство, защищенное и поддерживаемое государством, бизнесом и масс-медиа, провозглашается близким и понятным современному обществу.
Чему служит актуальное искусство в Католической Церкви? Какие идеи, какое богословие представляет этот союз деятелей искусства, кураторов-инспекторов и прессы? С таким искусством Церковь оказалась неспособна ни пробить стену безразличия общества, ни противоборствовать засилью многочисленных сект.
Этот серьезный кризис заставил многих католиков вновь обратиться к иконе как зрительному выражению Христианской Идеи.
Нужно обладать, наверное, очень большой духовностью, чтобы молиться в кинотеатре. Потому для таких недуховных, как я, и существует то, что я называю сакральной средой. И никакой "кинотеатр", как бы он не был хорошо оборудован для зрелища, эту среду не заменит.
Византийская Литургия в своём земном смысле - это синтез всех искусств: архитектура, живопись, музыка, гимнография, хореография, все виды прикладных искусств от ювелирного, до ткаческого. Потому, выдёргивая один кирпич из этого строения, мы разрушаем всё здание. Другими словами, невозможно просто взять и перенести действо Литургии в совершенно чуждую ей среду. Как вариант, можно придумать принципиально новую форму Литургии, тогда, быть может…
Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 1
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 2
Использованы материалы www.renardetraisin.livejournal.com
Фото: Екатерина Шеко
В Андреевском монастыре Автор: Заведующая кафедрой Иконописи ПСТГУ Екатерина Шеко Меня восхищает все - от целого, до мельчайших деталей. И особенно то, как это авторами задумывалось, продумывалось и увязывалось между собой, и как этот замысел был точно и осмысленно реализован! Храм, расписанный супругами Ириной Зарон и Сергеем Антоновым - надвратный.
Дадаизм в действии: агрессивная домашняя среда Автор: Екатерина Шеко Итак, что должно висеть на стенах в богатом доме (это ведь главный ориентир для российских потребителей, считающихся с этими самыми тенденциями, не так ли?):
Оказывается, даже в самом стильно-антикварно-дизайнерском интерьере на стене должно висеть нечто травмирующее психику обывателя.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|