Автор: Ирина Филиппова
Уроки истории: подвиг новомучеников и современная Россия
Ежегодно 17 февраля по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Клину совершается празднование Собора новомучеников и исповедников Клинских. Впервые праздничное богослужение прошло в феврале 2007 года. Возглавил его благочинный Клинского церковного округа протоиерей Борис Балашов. В нем приняли участие 15 священников благочиния и множество прихожан из разных приходов. Вместе с торжеством было совершено прославление священномученика Петра (архидиакон Серафим был прославлен в этот же день ровно год назад).
Собор новомучеников и исповедников Клинских
Статистические данные
По данным Клинского общества жертв политических репрессий, за период после октябрьского переворота 1917 г. среди репрессированных было 840 человек уроженцев и жителей Клина и Клинского района. Из них - 39 священно- и церковнослужителей и 48 монахинь, пострадавших за веру Христову.
***
Беседа с игуменом Тихоном (Полянским), настоятелем Троицкой церкви с. Захарово
- О. Тихон, чем были вызваны гонения на Церковь в XX веке? Можно ли провести параллель с гонениями первых веков христианства?
- После революции в России начались репрессии, с особенной яростью обрушившиеся на Церковь. Церковный корабль среди бушующих волн вел Святейший Патриарх Тихон. В годы безбожного гонения на Церковь многие подвижники Русской Православной Церкви, в том числе на Клинской земле, мученически засвидетельствовали свою преданность вере Христовой. Сегодня становятся вновь известными имена и подвиги святых страдальцев. В лике новомучеников и исповедников прославлены пастыри, иноки и послушники, православные миряне.
Наверное, есть особый Промысел Божий в том, что в грозные годы XX столетия, словно в одиннадцатый час по слову Христову (см. Мф. 20, 1-16), принесла Русская земля Господу кровь своих святых мучеников. Тем самым она обрела своих особенно близких молитвенников и заступников пред Богом. Память о них хранится в сердцах видевших их людей, а присутствие незримо ощущается в стенах храмов, где они несли свое служение. Как сказал Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, "новомученики Российские - самые близкие нам люди, почти наши современники; многие, живущие ныне, имеют своими отцами и дедами святых мучеников".
Мученичество и страдания, по масштабам не уступающие известным в римскую эпоху гонениям на христиан, стали уделом большинства русских святых XX века. Сегодня наше общество только начинает осознавать величие Голгофы, на которую взошли те люди, которых художник П. Д. Корин назвал на своем полотне "Русью уходящей". Но эта Святая Русь "уходила" не в далекое прошлое, как того хотели ее гонители и палачи. Не в прошлое, а в вечность уходила она, следуя за Христом, не разлучаясь с Ним на своем крестном пути.
Сейчас далеко не обо всех подвижниках можно рассказать подробно. Составление канонических житий святых, сбор воспоминаний и свидетельств - дело ближайшего будущего. Пока же известия скупы и отрывочны, в материалах к канонизации новомучеников обычно публикуются краткие биографические досье, основанные на документах следственного дела. Порой трудно бывает отыскать даже фотографии, имеется только тюремное фото, сделанное перед расстрелом. Сами протоколы допроса далеко не всегда отражают подлинные слова святых мучеников, поскольку преследовалась задача подверстать "под статью" показания арестованных.
Даже в этих кратких жизнеописаниях святых можно отметить много общего - у большинства было "простое происхождение". Они происходили из тех социальных слоев, о которых будто бы и заботилась новая власть; они по слову Христову (см. Мф. 5, 10) претерпели изгнания и скитания после закрытия храмов и монастырей; были оклеветаны только за то, что они - христиане (см. Мк. 13, 13); им вменялась вовсе не осуществлявшаяся ими "контрреволюционная и антисоветская деятельность и агитация", под предлогом борьбы с которой и выносились приговоры. Главное, что их объединило - это верность Христу "даже до крови", венцы мученичества и вечная слава с Ангелами и всеми святыми.
- Почему, на первый взгляд, такие благие идеи, как справедливость, равенство, свобода и стремление воплотить их в жизнь общества, привели к революционной катастрофе?
- Царство всеобщего равенства, свободы и благополучия - социальная утопия, на кровавый эшафот которой человечество принесло миллионы жизней. История убеждает нас, что самые страшные злодейства всегда рядились в одежды благодеяния. Земное царство человеческого блага и удовольствия является ересью, и его торжество никогда по воле Божией не наступит. Даже если удалось бы разрушить систему эксплуатации одного человека другим, то остались бы болезни, несчастные случаи, безрассудство со стороны самого человека, то есть все то, что может привести его к нужде. Нуждающиеся люди будут всегда, вне зависимости от наших желаний. Как говорил Господь, нищих всегда имеете с собою (Ин. 12, 8). И всегда останется возможность и потребность быть милосердными.
И давайте обратим внимание на слова Спасителя: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Может ли существовать в иге и бремени произвольная свобода? Иго ведь подразумевает ограничения. А в чем они - можно увидеть в следующих словах апостола: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5, 13).
В каком случае человека можно канонизировать как мученика?
Возможно ли мученичество в современном мире и в чем оно может заключаться?
Истина в деталях. О работе Синодальной комиссии по канонизации святых Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|