Автор: Протоиерей Алексий Тюков
В Древней Церкви нередки были случаи, когда люди, видя страдания христиан, их стойкость в вере, тоже загорались от пламенной веры святых Христовых страдальцев и исповедовали себя христианами. И нередко такие люди тоже сподоблялись мученического венца.
Св. мч. царица Александра
Такие ситуации могут возникать и сейчас. Другое дело, на кого смотреть сейчас людям? Имеем ли мы в своем сердце ту пламенную веру, тот огонь исповедничества, который возжигал в сердцах нецерковных людей веру даже до смерти? На протяжении веков христианской истории подход к канонизации мучеников сложился вполне определенный. Человек должен обладать наличием веры во Христа, быть православным христианином, не еретиком, не отступником и иметь послушание Церкви. И многие, даже если и умирали насильственной смертью за свою веру, не могли быть причислены к лику святых, поскольку сам акт канонизации для них не носит какого-то мистического, сакрального содержания.
Канонизация - это свидетельство того, что Церковь признает путь человека правильным, и его смерть венчает этот путь. Его мученическая смерть – есть дверь в радостно ликующее Царствие Христово. И, конечно же, Церковь не может признать, что эта дверь в Царствие Христово открывается тому, кто сознательно извращал путь христианской жизни, оказывая непослушание церковному единству или стремясь утвердить какие-то еретические мудрствования, вносившие разлад в чистоту христианской православной веры.
Также нужно понимать, что канонизация – это не какой-то посмертный акт благодарности человеку, не какое-то его повышение в церковном ранге. Многих из мучеников мы не узнаем до окончания этого мира, они сокрыты от нас, но Господь знает Своих святых, каждого Своего страдальца. Сам акт прославления не приносит самому святому какой-то пользы, как считают некоторые по неразумию. Несколько лет тому назад, после прославления царской семьи, в одной псевдоцерковной газете мне попалась статья, где не в меру ревностный автор восторженно писал: «Наконец-то, после прославления Архиерейским Собором царских мучеников, царь Николай и его августейшая семья получила мученические венцы, которых они ждали на протяжении всех этих многих десятилетий». Конечно же, так мыслить не стоит: как будто Господь ждет, чтобы здесь в Церкви земной повесили кому-то какие-то знаки, какие-то регалии, какие-то венцы… Разве до этого Господь уже не наградил ими Своих святых? Поэтому прославление святых угодников, в частности мучеников, нужно в первую очередь нам, здесь живущим, поскольку прославленный мученик – это еще один ориентир нам в нашей жизни, еще один молитвенник за нас у престола Божиего, еще один свидетель Божественной истины.
Читая его житие, мы можем найти подкрепление в его подвиге. Когда нам в жизни бывает тяжело, то, читая жизнеописания Христовых страдальцев, мы видим, насколько им было неимоверно тяжелее, чем нам. Их проблемы, трудности, мучения, страдания были несопоставимы с маленькими огорчениями, которые мы испытываем на нашем жизненном пути. И это понимание помогает нам не впасть в уныние и переносить наши маленькие трудности должным образом с христианским терпением.
Также необходимо еще сказать в завершение о том, что в течение 10 лет после юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 г., когда были прославлены новомученики и исповедники Российские, идет работа по выявлению новых и новых имен для общецерковного прославления в лике новомучеников. И мы знаем, что комиссия по канонизации святых, возглавляемая митрополитом Ювеналием, очень кропотливо проверяет каждое следственное дело. Нередко бывают такие случаи: есть человек благочестивой жизни и хорошей репутации, есть документы о его тюремном заключении, его расстреле, но в следственных делах содержатся такие протоколы допросов, где этот человек оговорил других, согласился с доводами следствия, признал себя виновным в каких-то преступлениях или имел сотрудничество с властями. В таких случаях нет основания для канонизации, хотя этот человек тоже пострадал и, может быть, избежал бы страданий, если бы отрекся от веры. Возможно, Господь и принял его как мученика, может быть, он и молится за нас, но, пока мы не знаем определения Божиего об этом человеке, пока у нас нет других данных относительно его стойкости в вере, его правдивости и честности, мы не можем его прославить, как мученика. Потому что прославление – это есть свидетельство Церкви о том, что человек правильно прожил жизнь и правильно скончался. И это пример для всех нас.
О мученичестве
Святая семья свидетелей Христовых Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|