Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Вспоминаются строки из письма священномученика Вениамина митрополита Петроградского, которое он написал после вынесения ему смертного приговора, незадолго до расстрела, из тюрьмы своим духовным чадам. Там были примерно следующие слова: «Когда я в юности читал жития древних мучеников Христовых, я очень печалился, что ныне другое время и что сейчас уже невозможно пострадать за веру Христову так, как исповедовали ее древние мученики. Но вот времена изменились, и Господь зовет нас к этому страданию, исповеданию истины».
Это приложимо к любому времени. В наше время Церковь испытывает внешнее благополучие и открытых гонений мы не наблюдаем, но это отнюдь не значит, что мученический подвиг невозможен в современных условиях. Так, мы знаем недавние примеры убиения оптинских монахов, засвидетельствовавших своей жизнью тот выбор, который они сделали в пользу Христа, став иноками. Вспомним и недавние убийства отца Даниила Сысоева, отца Александра Филиппова, которые исполняли свой пастырский долг, не могли молчать, когда совесть им подсказывала говорить. Они тоже исповедовали веру, свидетельствовали о христианстве в этом расхристианизованном мире. Мы с вами, когда общаемся с людьми нецерковными, с людьми неверующими, также, подобно апостолам, призваны свидетельствовать даже до смерти истину в этом мире. Свидетельствовать так же, как свидетельствовали наши предшественники.
Мы не знаем, что уготовал нам Господь через день, через год. Возможно, гонения на Церковь, открытое противостояние мира и Церкви не за горами. И как мы будем реагировать тогда на свое христианство: хватит ли у нас сил, духовных, в первую очередь, чтобы перед лицом наступающих гонений остаться христианами? Мы помним, как многие люди, воспитанные во многих поколениях в христианстве, постоянно причащающиеся, исполняющие церковные обряды, во времена шатания веры в революционную пору отошли от своих духовных корней и так легко смогли предать все то, что так долго копили их предки, оплевав весь тот духовный багаж, который был воспринят предками... Поэтому, чтобы в нас хватило цельности перед лицом возможных испытаний, которые могут выпасть на нашем жизненном пути, нам твердо необходимо держаться за Православную Церковь Христову, уповать не на свои силы, а черпать поддержку от Самого Господа Иисуса Христа, который обладает неоскудевающей благодатью, той Божественной энергией, питаясь которой, мы можем найти в себе духовные силы, чтобы реализовать себя как личность в этом мире независимо от внешних факторов, влияющих на нашу жизнь.
Отличается ли чем-то мученичество древних христиан от новомучеников?
В каком случае человека можно канонизировать как мученика? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|