Автор: Протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов
В православном никеоцареградском Символе веры говорится о личных и ипостасных свойствах Божиего Сына и Святого Духа. Согласно общепринятой с конца IV века терминологии, эти ипостасные свойства такие: у Бога Отца - нерожденность, у Бога Сына - рожденность, у Духа Святого - исхождение.
Сына Божиего мы называем Единородным. Термин Единородный, по-гречески μουογενήζ, означает, что Сын Божий - Логос (Слово) - один и единый рождается от Отца. Он - Сын Божий в собственном смысле, по природе, а не в переносном, как могут называться детьми Божиими христиане (см. Ин. 1, 12), рождающиеся в Таинстве Святого Крещения от воды и Духа (см. Ин. 3,5).
Сам Спаситель всегда проводил различие между Своим сыновним отношением к Богу и сыновними отношениями к Богу верующих людей. Он никогда не говорил о Боге "наш Отец". Так, например, во время явления Воскресшего Господа Марии Магдалине Он говорил: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Этим ясно указывается различие в Богосыновстве между Иисусом Христом - Божиим Сыном и людьми.
Святой апостол Павел, ссылаясь на слова 2-го псалма, говорит: Кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр. 1, 5).
Возвещая истину рождения Сына от Отца через рождение, Откровение Божие не объясняет, как именно нужно понимать этот факт рождения. Почему - вполне понятно, ведь все наши слова и понятия отражают реальность земного мира и могут быть очень условно применимы к миру Небесному и духовному.
Так, святой апостол Павел, говоря о своем восхищении в мир Небесный - райский, пишет, что он там слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4). То есть просто невозможно человеческими словами говорить об этой Вечной реальности - нет у нас таких слов и понятий.
Что же мы можем сказать о рождении Божиего Сына? Во-первых, это рождение от существа Отца без отделения от существа Бога Отца. В славянском переводе 109-го псалма приводится пророчество: Из чрева (то есть из самого существа Бога Отца - прим. авт.) прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3). О том, что рождение Сына происходит без отделения от Рождающего, пишет евангелист Иоанн Богослов: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Из этих слов видна истина, что Сын пребывает в "недре Отчем". Сам Господь говорит о Себе: Я и Отец - одно… Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 30; 38). В Символе вере эта истина выражается некоторым подобием видимого света: "Света от Света".
Во-вторых, Родивший ничего не потерял и не стал меньше в Своих качествах и совершенствах. И Сам Рожденный от Отца не имеет никакого недостатка по сравнению с Родившим. Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу в первосвященнической молитве, говорит: И все Мое Твое, и Твое Мое (Ин. 17, 10). Святой апостол Павел пишет об Иисусе Христе, что Он есть сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3).
В-третьих, рождение Божиего Сына происходит не во времени и временем в принципе измеряться не может. Евангелист Иоанн утверждает богооткровенную истину: Все чрез Него (Сына Божиего - прим. авт.) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). То есть все существующее в мире сотворено Логосом (Словом) - Божиим Сыном. Апостол Павел добавляет: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1, 1-2). Век - мера исчисления времени. Таким образом, Сын Божий является и Творцом самого времени.
Иисус Христос в молитве Своему Отцу говорит: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира… Ты,… что возлюбил Меня прежде основания мира (Ин. 17, 5; 24).
Святой Григорий Богослов говорит, что рождение Божиего Сына "последовало прежде самого когда, или, выражаясь несколько смелее, тогда же, когда и Отец. А когда Отец? Не было времени, чтобы не было Отца. Следовательно, не было времени, чтобы не было Сына и Духа Святого" (Цит. по: прот. Н. Малиновский. Очерк Православного догматического богословия. М. ПСТБИ, 2003. С. 162).
О третьей Ипостаси Святой Троицы Иисус Христос говорит: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26). Дух Святой вечно исходит от Отца, как источника и начала Божества.
Исходит - форма настоящего времени этого глагола, потому что это исхождение не принадлежит сотворенному миру и времени. Таковое исхождение отражает вечное и неизменяемое состояние.
Учение о Святой Троице основывается исключительно на Божием Откровении и является непостижимой тайной для человеческого ума.
Нам известно, что Сын рождается, а Дух Святой исходит. Эти разные слова как-то отражают вечную реальность бытия Бога, хотя значение слов рождение и исхождение в этом случае иное, отличное от того смысла, которое мы вкладываем в эти слова в нашем земном бытии. И в заключение приведу слова святого Иоанна Дамаскина: "Образ рождения и образ исхождения пребывает для нас непостижимым".
Фото: Геннадий Алексеев
Святая Троица
Избранные вопросы православной апологетики. Часть 3. Учения Христианской Церкви о Пресвятой Троице и Божественности Иисуса Христа Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|