Составил Борис Трубников
Святая мученица Фотина (Светлана), чью память празднует сегодня Русская Православная Церковь, была родом из Самарии, это та самая женщина, с которой Господь беседовал у колодца Иаковлева, пообещав дать воду, что сделается источником воды, текущей в жизнь вечную и рассказав про ее прошлую жизнь (см. Ин.4, 5-42). Уверовав, Фотина не только изменила свою жизнь, но и стала самоотверженно проповедовать христианство.
Святая Фотина пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г. В то время она жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией. Ее старший сын Виктор сражался в римских войсках и был послан императором в Галилею с приказом убивать христиан, однако вместо этого он стал проповедовать христианство. Узнав об этом, император приказал немедленно судить Виктора, его семью и всех, им обращенных.
Святая Фотина тоже предстала перед судом. Получив откровение свыше о предстоящих страданиях, она добровольно отправилась в Рим вместе с младшим сыном, сестрами и несколькими христианами. После многих мучений, которые не причинили ей вреда, святая была отведена в «Золотой дом» Нерона, где император надеялся сломить ее волю, обольщая роскошной жизнью, но Фотина обратила ко Христу его дочь Домнину и ее рабынь, за что император приказал бросить святых в раскаленную печь.
Божественная благодать сохранила их невредимыми. Тогда их подвергли всевозможным пыткам и выкололи глаза. В тюремном каземате святым явился Христос и благословил, дав силы вынести тюремное заключение.
Спустя три года, претерпев вновь многие мучения и содрание кожи, св. мученица Фотина была брошена в колодец, где и скончалась. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры, мученица Домнина и мученик Севастиан.
Изображения святой Фотины
Сюжет беседы Иисуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений раннехристианского искусства. К примерам наиболее ранних изображений относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, до наших дней сохранилась только фигура самарянки, но в связи с оккупацией войсками ИГИЛ, судьба этого древнего храма не известна), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).
Фреска церковного дома в Дура-Европос
Фреска в катакомбах Претекстата на Виа Латина
Рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана
С VI века происходит изменение в изображении композиции – Иисуса Христа начинают изображать сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на её учительном значении (например роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е гг.).
Изображение колодца в форме креста на фреске XIV в. в церкви Успения Божией Матери в Протате на Афоне напоминает о том, что сказал самарянке Христос: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).
Учение Христово воистину стало для святой Фотины источником жизни вечной, которую она обрела путем покаяния, подвижничества и мученической смерти.
Мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово
Фреска церкви Успения Божией Матери, Афон
О воде живой
Христос и самарянка: из истории иконографии евангельского сюжета
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|