Автор: святитель Николай Сербский
Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти.
Г.И. Семирадский. "Христос и самарянка"
Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников Иудейских (Ин. 3, 1). В одном случае женщина не поняла слово Господа о "воде живой", в другом "начальник иудейский" не понимает слов о новом рождении человека. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек (Ин. 4, 14). Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: Верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6, 35). Следовательно, "вода живая" тесно связана с верой во Христа. Но то, что "вода живая" - Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 37, 39).
Вера во Христа - как бы канал, а вода - Дух Божий.
По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух.
Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов - Дух Божий. Почему Дух Божий назван "живой водой"? Потому, что Он - питие животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, человек снова возжаждет, а вечную жажду утоляют только небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии всем жертвовали только для того, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).
Из книги святителя Николая Сербского
"Миссионерские письма"
Источник воды, текущей в жизнь вечную Автор: Протоиерей Борис Балашов Для обычной воды совершенно невозможно, чтобы сама она могла сделаться источником воды. Обычная вода, вытекшая из родника, попадает в ручей, ручей - в реку, а река впадает в озеро, море или океан. Но какая же вода может впадать в такой океан, который есть Жизнь Вечная?
Вдумываясь в слова Спасителя, сказанные самарянке, мы начинаем понимать, что речь идет об утолении духовной жажды, причем навсегда. Под живой водой толкователи Святого Евангелия понимают благодать Святого Духа или Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа.
В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке втор: Митрополит Иоанн (Венланд) Что означают слова тропаря праздника Преполовения Пятидесятницы: "Жаждущую душу мою благочестия напой водами"? О какой воде здесь говорится? И какую воду обещал дать самарянке Христос?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|