Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Г.И Семирадский. "Христос и самаритянка". 1890. www.art-catalog.ru
Христос Воскресе!
Святая Церковь в эти дни поет: "Жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет" (тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы).
Эти слова основаны на словах Самого Господа Иисуса Христа, которые он сказал самарянке. Он сказал так: "Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4, 10).
Она поняла эти слова в земном смысле: что Он обыкновенную воду даст. Поэтому Он, поясняя, сказал: "Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять,… но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 13-14). Что же это за вода, о которой мы просим: "Благочестия напой водами?" Под образом воды Христос Спаситель разумел благодать Духа Святого.
А вот теперь посмотрим на самих себя: в каком мы отношении находимся к благодати Пресвятого Духа?
Самое лучшее, что мы можем сделать, - это захотеть получить эту благодать с такой силой, с какой жаждущий хочет попить воды. Это чувство как раз и выражается в церковном песнопении: "Жаждущую душу мою благочестия напой водами". Таким образом, мы сами себя должны чувствовать далекими от благодати или же получившими ее слишком мало, а поэтому мы должны не удовлетворяться тем состоянием души, в котором находимся, но должны жаждать Божией благодати, чтобы она постоянно приходила к нам и утешала нас.
Христос Спаситель говорит, что благодать Святого Духа в какой-то степени похожа на воду, но не которая стоит, скажем, в болоте, - это застоявшаяся вода. А она похожа на воду живую, то есть текущую, поэтому мы не должны удовлетворяться тем душевным состоянием, в котором мы находимся, а должны всегда жаждать и ожидать того, что Господь Спаситель напоит нас благодатию Пресвятого Духа, сделает нас самих источниками воды живой. Как это бывает?
А это можно рассмотреть на примере той же самарянки. Она получила благодать от Христа Спасителя, когда Он рассказал ей всю ее жизнь, хотя и в кратких словах, затем, когда Он указал ей, что Богу нужно поклоняться в Духе и Истине и, наконец, когда Он Сам сказал о Себе, как о Христе: "Это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4, 26). Вкусив эту благодать и приняв ее с верой, она сама сделалась источником воды живой. Каким же образом? Да в результате ее последующего действия! Она оставила водонос свой и пошла в свой город, и просто сказала людям: "Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?" (Ин. 4, 29). И, таким образом, самаряне пришли к колодцу и уверовали во Христа, и Он пробыл у них два дня и напоил их водою живою.
Итак, получивший благодать Пресвятого Духа в результате, естественно, становится источником воды живой, текущей в Жизнь Вечную. Эта вода не застоится, сама потечет, сама пойдет в Жизнь Вечную, или, как еще говорится в церковном последовании на освящение воды, она будет "скачущей в жизнь вечную", настолько она будет живою и подвижною.
Но начало должно быть положено такое: мы не можем себя считать за каких-то уже удовлетворенных людей, мы должны жаждать, мы должны хотеть, мы должны молиться: "Жаждущую душу мою благочестия напой водами". Тогда Господь подаст такую благодать, которая не будет похожа на застоявшуюся воду, а будет быстро течь в Жизнь Вечную, присоединяя к своему потоку тех, с кем мы общаемся.
Помолимся же еще: "Жаждущую душу мою благочестия напой водами"!
Аминь.
1 июня 1986 года
Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|