Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Две главные заповеди дал нам Господь. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот первая заповедь! "Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12, 30-31).
Что же ожидает человека, который будет эти заповеди исполнять? А ничего хорошего! В этой жизни, в жизни земной, в жизни нынешнего века, эти заповеди не только не помогут устроиться, а напротив, попытки исполнить их привлекут большие жизненные проблемы. И эти проблемы будут тем сложнее и неразрешимее, чем более искренно и последовательно будем мы исполнять заповеди Божии. Достаточно посмотреть на тех, кто прожил жизнь по этим заповедям. Наиболее совершенно исполнил их Господь Иисус Христос. Никто так не любил, как Он, и Его земная жизнь завершилась Распятием на Кресте. О том, что только Крестом, только Голгофой может увенчаться жизнь во имя любви, Он знал и предупреждал: "Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть".
Так говорил Он о Своей судьбе, но и нам не велел обольщаться и надеяться на что-то иное: "…отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 31, 34).
Отныне и навеки, пока не приидет Царствие Божие, в мире существуют две любви. Первая - любовь к Богу и к ближнему. Вторая - любовь, в первую очередь, к себе. Говорю "в первую очередь", потому что и тот, кто любит Бога и ближнего, тоже любит себя, и это единственно правильная любовь к себе - любить в себе образ Божий, совершенствоваться в уподоблении Богу. Мирская же любовь к себе забывает и о Боге, и о ближнем. Вернее, помнит в той мере, в какой это выгодно ей. И пока снова не пришел Господь, пока не протрубили Ангелы о начале Суда, сосуществуют эти две любви - Божественная и мирская. Первая - к Богу и к ближнему, а вторая - к себе. Первая - всегда распинаемая. Вторая - распинающая.
Помните, как двое учеников однажды просили Господа права воссесть с Ним в Славе Его по правую и по левую руку? Как ответил им Господь: "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?" (Мф. 20, 22).
Любить Бога и любить ближнего - значит восходить на Голгофу, значит нести свой крест. Иногда Господь не просто помогает, но незаметно Сам, вместо нас, несет наше бремя. И тогда нести его легко и радостно. Но так бывает, пока мы совсем немощны. Потом может стать гораздо тяжелее. Человеческая неблагодарность, непонимание, злоба - все, кажется, ополчается против любящих Бога, они "как агнцы среди волков" (Лк. 10, 3). Но и это еще не самое страшное. Господь изнутри поддерживает подвижника, в своем сердце он ощущает утешение и радость: иногда тем больше, чем тяжелее внешние обстоятельства.
Мне приходилось читать письма исповедников и мучеников нашего столетия, написанные в заключении, письма, в которых они признаются, что порой испытывают такую радость, о какой и понятия не имели на свободе.
Но бывает и иначе. Самое страшное, когда уходит и эта последняя поддержка, исчезает ощущение близости Божией, и человек остается один на один со своей скорбью. Так было на Голгофе. В порыве нечеловеческой тоски воскликнул Он: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15, 34). И если Сам Богочеловек ощущал Себя оставленным Богом, то будем и мы готовы к этому, если Господь удостоит.
Выбирая любовь Божию, мы выбираем Крест, выбираем Сораспятие.
Любовь мирская к себе, себялюбие - удел Иуды и палачей. Но чем завершилась жизнь Иуды? Не вынеся тоски, он удавился и навсегда отлучил себя от Жизни. Тот же, кто сораспялся с Господом, тот и совоскреснет с Ним. "Кто Мне служит, Мне да последует" (Ин. 12, 26). Сначала - на Голгофу, а затем - в Царство Небесное, в Жизнь Вечную.
Удивление
Время - деньги Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|