Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Чем открывается день человеческой жизни? У кого как. У одних - тревогой, у других - радостью, у третьих - скукой, у четвертых - благодарностью. Мы можем начать его стыдом за вчерашнее, можем - надеждой на успех, а можем…
Впрочем, вариантов много. Но с чего все-таки НАДО БЫ его начинать? Верно выбрать ориентиры поможет богослужение Православной Церкви. А поскольку первая служба нашего суточного круга - вечерня (именно на ней мы входим в новый день), то давайте вспомним, чем открывается эта служба?
Она открывается… удивлением. Начало службы - пение (в праздники) или чтение (в будни) 103-го псалма, главная мысль которого выражена стихом: "Дивны дела Твоя, Господи".
Итак, первое, к чему призывает нас Церковь в начале нового дня: посмотри вокруг себя и удивись. Не будь равнодушен к красоте, премудрости, богатству и разнообразию мира, в котором ты живешь. Если твое сердце не восторгается величественной картиной мироздания, - ты глух и слеп. Если же ты испытываешь восхищение, - значит, душа жива и способна к росту.
Но это лишь первая ступень. Многие неверующие люди взошли на нее. Сколько раз приходилось мне слышать выражение бурного восторга, вырывавшееся у того или иного "созерцателя" звездного неба, реки, леса и т. д., которые так и не пошли дальше восхищения. А что же затем?
Почему, услышав прекрасную музыку, стихи, увидев замечательную картину, статую, мы торопимся спросить: "Кто поэт?.. композитор?.. художник?.." Любуясь же картиной, несравненно прекраснейшей всех иных, человек порой и не вспоминает о Художнике. А иногда и хуже того, дерзает утверждать: "Нет никакого Художника".
Как ни резки могут показаться эти слова, но произнесем и их, вернее - повторим начало 13-го псалма: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"".
Есть такое мнение, что любое творение человеческое - отражение духа человека-творца. Любой портрет, пейзаж, натюрморт - это прежде всего автопортрет души живописца. Наверное, в этом есть своя правда. Например, "Золотая осень" - это не только чудесное изображение русской осенней природы, но еще и автопортрет художника Левитана, его внутреннего, невидимого мира.
Когда мы видим потрясающую картину мироздания, - горько, если останемся равнодушными; лучше, если воскликнем с поэтом: "Как прекрасен этот мир, посмотри!" Но самое лучшее, если воспоем вместе с псалмопевцем Давидом, вместе со всем православным народом: "Дивны дела Твоя, Господи" (Пс. 103), "вся премудростию сотворил еси" (Пс. 138).
Удивление переходит в восхищение. Восхищение - в благодарность и прославление: "Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!.." (Пс. 103).
Но удивиться и восславить Бога - еще не все. Прекрасен мир, прекрасно творение, но мы обычно сначала воспринимаем его раздробленно. Все прекрасное - прекрасно само по себе. Сам по себе цветок, само по себе звездное небо, сама по себе светлая улыбка на детском лице. И вот когда ощутишь, что нет, не само по себе, что все едино, что все творение - единый организм, слаженный и премудрый, тогда еще более нелепо звучат слова, сказанные безумцем: "Нет Бога".
Есть Бог! И мы, люди, - не просто одно из творений Его, а часть единого целого. Самая лучшая часть, самая прекрасная часть. Мы едины друг с другом (это ощутить легче), мы едины со всей живой природой (это ощутить сложнее), мы едины и с природой неживой (это порой совсем не чувствуется). И надо очистить, поднять, воспитать душу так, чтобы она, наконец, почувствовала свою причастность всему мирозданию, когда, по словам Тютчева, "все во мне и я во всем…"
Но человек не просто часть Вселенной. Он - часть мыслящая. Человечеством Вселенная осознает саму себя, человечеством она себя выражает. Человек может привести творение ко Творцу или, напротив, увести от Него. Это и произошло в грехопадении. Отпав от Бога, человек исказил себя и весь мир. Бог Сын, став Человеком, вновь проложил путь обратно, к Богу Отцу, Вседержителю, Творцу. И теперь любой может выбрать путь Ветхого Адама, уходящего от Бога и уводящего с собой мир, или Нового Адама - Христа, - возвращающего творение ко Творцу.
Мир уходящий уходит к погибели; и тем он к ней ближе, чем дальше от Бога. Дорога же к Отцу, дорога в Вечность, дорога к совершенной Красоте, Истине, Любви начинается удивлением и восторгом премудростию Божией, покаянием и жаждой обновления. "Дивны дела Твоя, Господи!"
Фото: Василий Кузьмин
Время насаждать
Наша вера Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|