Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
"Время - деньги". Странное, однако, начало для духовной проповеди. Такое выражение, казалось бы, прилично бизнесмену, деловому человеку, стремящемуся из всего извлечь прибыль, но никак не пастырю Церкви, призванному повторять вслед за Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…" (Мф. 6, 33). Тем не менее, именно те, кто ищет Царства Божия, могут с полным основанием назвать время - деньгами.
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…" А что это такое - Царство Отца Небесного? Царство Отца, как учит Церковь, есть Дух Святой. И если главное наше дело - искание Царства Божия и правды Его, то это искание есть стяжание Духа Святого. Так сформулировал цель жизни человеческой преподобный Серафим Саровский.
"Да приидет Царствие Твое" (Мф. 6, 10). Да приидет на нас Благодать Святого Духа. Стяжание Святого Духа - это те усилия, тот труд, та жертва, без которых дар Духа нам не получить. И здесь понятно становится то новое значение, которое приобретает мирская поговорка: "Время - деньги".
Ведь что такое деньги? Бумажки, которые можно обменять на те или иные вещи, продукты, развлечения и пр. Иной человек тратит их разумно и приобретает нечто действительно ценное. Другой те же самые деньги проматывает попусту. А третий (например, ребенок или безумец) может просто сжечь их в печке, приняв за обычную бумагу.
Деньги - средство приобретения ценностей века сего. А ценности вечные тоже приобретаются за деньги, но это деньги особые - время. Время, как сказал один богослов, - это "деньги вечности". И апостол Павел тоже призывает жить "искупующе время", тем самым делая часы и дни нашей жизни частью некоего "торга". И как обычные деньги, повторим, могут стать средством приобретения действительно необходимых жизненных благ, а могут быть растранжирены впустую, так и "деньги вечности" - время - могут быть истрачены совсем не на обретение вечности.
"Да приидет Царствие Твое". "Да вселяется в наши души Дух Твой Святой". Да наполняет Он наше сознание, наши чувства и даже тела наши, потому что и человеческая плоть - самое низкое и грубое, вещественное в человеке - обретает иную ценность, приобщаясь благодати Святого Духа. Об этом свидетельствуют чудотворные, цельбоносные мощи угодников Божиих.
Стяжанием Духа Святого входим мы в Царство Небесное. Для этого стяжания, ни для чего иного, дано время. И то, чем мы заполняем его, с тем и окажемся на том Суде, когда придется предстать перед огнем Правды Божией. В этом огне сгорит все непричастное Духу Святому, все суетное и преходящее. И в этом огне засияет все подлинное, достойное Бога, достойное человека.
Чем заполнить убегающие часы и дни, чтобы они не убежали? Чему посвятить исчезающее время, чтобы оно не исчезло? Как обменять временное на вечное, тленное - на нетленное, земное - на Небесное?
Те часы, те минуты, которые посвящены стяжанию Духа Святого, - навсегда наши. Делая что-то Божиим, мы делаем это своим. Делая что-то только своим, мы лишаемся его. Из всех же дел, призывающих на нас благодать Святого Духа, преподобный Серафим главным и лучшим называет молитву. И неудивительно. Ведь молитва - это обращенность человека к Богу, искание Бога, устремленность к Богу, выраженная сердцем, умом, словом. Бог желает отдать Себя каждому, но не каждый желает принять Дар. Кто повернулся к Богу спиной, кому Бог не нужен - как ему принять Дар Духа Святого? Я говорю здесь не только о неверующих, но и о верующих, которым "некогда" молиться, у которых не хватает времени на общение с Богом.
Если бы умирающий с голоду сказал, что у него нет денег купить пищу, а между тем имел полный кошелек "на что-то другое", его сочли бы безумцем. Не так ли и мы поступаем с тем богатством, которое называется временем, тратя его "на что-то другое", постепенно умирая от духовного голода.
Преподобный Серафим Саровский говорит так: "Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем: "Купуйте дондеже приду, искупующе время, яко дние лукави суть", то есть "выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары"".
И пока не пробил наш последний час - мы еще не разорены, мы еще достаточно богаты.
И позвякивание часов куда драгоценнее, чем позвякивание денег в кошельке.
И никакая денежная лотерея, никакой выигрыш не принесут нам такого богатства, какое получаем каждое утро, пробудившись от сна.
И каждая секунда становится драгоценностью, бесценной и вечной, если она наполнена добротой и любовью.
Фото: Татьяна Каледина
Слово о Любви
Бог... Какой Он? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|