Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня праздник Преображения Господня, который можно назвать праздником Света, Света Божественного, Несотворенного, посредством которого Господь Своим Божеством просвещает наши души. И в этот праздник хорошо вспомнить тот возглас, который дает священник в конце Всенощной, произнося слова: «Слава Тебе, показавшему нам Свет». Эти слова имеют двойное значение. Первое значение относится к нашему благодарению за естественный и сотворенный свет солнца. За него тоже нужно благодарить, ибо без солнца невозможна почти никакая жизнь. А жизнь человека совершенно невозможна без солнечного света.
Второе значение этого возгласа есть благодарение за тот Божественный Свет, который связан с Господом нашим Иисусом Христом и который так ясно увидели святые апостолы Петр, Иоанн и Иаков на горе Фавор во время Преображения Господня, – тот Свет Божественный и Несотворенный. В этом Свете возможна жизнь другая, не просто земная, а жизнь Вечная и Божественная. И поэтому в этом Свете пребывали не только святые апостолы, но еще и Моисей, давно умерший, но в Боге живущий; и Илия, не видевший когда-то смерти, но вознесшийся на Небо. Оба эти пророка были свидетелями явления славы Божией.
Святой пророк Моисей был удостоен первого Богоявления при купине, в пустыне, когда он увидел горящий, но несгорающий куст и, придвинувшись к нему, услышал слова: Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3, 2–5). А затем, когда он спросил об имени Божием, то Господь из пламени этого куста ответил: Я есмь Сущий (Исх. 3, 14), т.е. всегда Существующий.
Второе Богоявление получил Моисей на горе Синай, когда он вошел на вершину этой горы и Господь дал ему известные десять заповедей (см. Исх. главы 19 и 20). Моисею нужны были заповеди, потому что он был руководителем народа и должен был народом управлять.
А святой пророк Илия получил Богоявление особое. Перед этим он шел сорок дней и сорок ночей и в течение всего этого времени постился и ничего не ел. На сороковой день он получил удивительное Богоявление «в веянии тихого ветра», означавшее, что Господь Милостив и с любовью обращается к людям (см. 2 Цар. 19, 15–18).
Так вот, эти два пророка – Моисей и Илия – явились на гору Преображения Господа нашего Иисуса Христа и беседовали с Ним. Казалось бы, предмет их беседы грустный – они беседовали о том исходе, который надлежало Христу Спасителю совершить в Иерусалиме (см. Мф. 17, 1–9; Мк. 9, 2–9; Лк. 9, 28–36).
Мы знаем, что этим исходом были Голгофа, Крест, Распятие и смерть – грустные темы, казалось бы, но беседа о них происходит в радостном и Божественном Свете, потому что Христос хочет дать понять и пророкам, и ученикам, что окончательный Его исход в Иерусалиме есть Его Святое Воскресение, которое Он и предсказал трем ученикам, когда спускался с горы и сказал: Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17, 9).
Итак, оказывается, что подвиги любви, совершаемые с огромными страданиями, сопровождаются Светом Жизни Божией. И этот Свет дает возможность совершать подвиг любви. Действительно, как свидетельствует опыт жизни Христовой Церкви, каждому, кто трудится во имя любви, Христос Спаситель посылает Свой укрепляющий и Животворящий Несотворенный Божественный Свет.
Знаменательно и то, что святой апостол Петр, свидетель Преображения, говоря о великолепной славе Преображения Господня, призывает всех читать Священное Писание, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Петр. 1, 19).
Будем же терпеливы. Господь просвещает и еще в большей степени просветит нас Своим Животворящим Светом.
Аминь.
Митрополит Иоанн (Вендланд)
19 августа 1983 г
Преображение Господне
Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|