Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите... (1 Фес. 5, 16–18) – вот три пожелания апостола Павла каждому из нас. Радость, молитва и благодарность – три состояния, в которых нам надо стремиться всегда пребывать. Как же так, спросят меня, разве возможно одновременно пребывать в различных состояниях? Вообще-то возможно. Например, печаль о своих грехах и радость о бесконечном милосердии Божием умещаются в одном сердце и не только не мешают, но и усиливают друг друга. В связи с этим мне вспоминается удивительное признание святого Иоанна Кронштадтского. Он говорит, что во время Божественной Литургии ощущает себя грешнейшим из всех людей на земле, и в то же время – счастливейшим на свете человеком. Однако молитва, радость и благодарность действительно не три, а одно состояние. Благодарность и радость всегда неразлучны между собою. Когда же они обращены к Богу, то претворяются в молитву, и это самая прекрасная молитва на свете.
Молиться, радоваться, благодарить, как уже сказано, мы призваны всегда и всюду. Просыпаясь и засыпая, куда бы мы ни шли, чем бы мы ни занимались – все должно быть проникнуто благодарностью, а значит – и радостью. Но нет более угодной Богу формы благодарности, чем та, которая совершается на Божественной Литургии. Это высшее проявление благодарности.
По-настоящему благодарить может, однако, только тот, кто знает, за что благодарить. Знаем ли мы? Вроде бы и знаем. Если мы не слепы, то видим, как много доброго, светлого, прекрасного вокруг нас...
Если не слепы, то видим. Впрочем, то и дело приходится каяться если не в слепоте, то в близорукости. И не к нам ли порой можно отнести горький упрек Господа: ...они своими глазами смотрят, и не видят... (Мк. 4, 12). На самом деле все наполнено любовью Божией. Мы видим красоту человеческих лиц, цветов и деревьев, слышим пение птиц, прекрасную музыку, наслаждаемся вкусом хлеба насущного... Впрочем, разве перечислишь все прекрасное, что окружает человека. Вот только так часто забывает он, что все это – проявление Божественной любви. Подобно тому, как мы с вами, любя кого-то, стремимся выразить свою любовь тем или иным образом, так красота, цвет, вкус, аромат, гармония звуков, доброе человеческое слово, обращенное к нам, – это образы любви Бога к человеку.
И все же, если наша благодарность относится лишь ко всем названным благам, то возникает вопрос, и вопрос достаточно горький. Ведь мы лишимся всего этого рано или поздно. Ведь даже самый благополучный из нас, наделенный «многими летами», дойдя до какой-то черты, начинает одно за одним утрачивать многое из того, чем дорожат люди. Уходит здоровье, скудеют силы, теряются зрение и слух, слабеет память – стоит ли дальше перечислять все утраты, которыми сопровождается наша жизнь. В конце концов, и сама она тоже утрачивается. И чаще всего достаточно мучительно и болезненно. Как же, выходит, и благодарить за все то, что в конце концов будет отнято? Тогда уже и «даром» это не назовешь. Ведь даже мы, подарив кому-то что-то, не отнимаем назад. А здесь!
Именно к таким выводам неизбежно и приходит тот, кто не умеет разглядеть сквозь временное Вечное. Вся сладость и красота этого мира в конце концов обернутся горечью, если мы не научимся видеть в них лишь отблеск Небесной красоты. Прекрасно писал об этом Владимир Соловьев:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами? |
Для того и пришел в мир Господь Иисус Христос, чтобы сказать нам о Царстве совершенной Любви, Красоты, Истины и Добра, о Царстве Небесном. И не только сказать, но и показать его в Себе Самом.
В те недолгие годы, которые провел Он, живя на земле, люди, общавшиеся с Ним, видевшие чудеса, которые Он совершал, слышавшие слова Его, ощущали Его необыкновенную силу и красоту. Впрочем, Царство Небесное, пребывавшее в Нем, было сокровенно. Лишь однажды на несколько мгновений дал Он троим из учеников увидеть своими глазами то сияние Вечной Жизни, которое в конце концов ожидает каждого из нас, если устоим в вере. Православная Церковь вспоминает об этом событии, празднуя Преображение Господне. Тогда Господь, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору: И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2).
Господи! Хорошо нам здесь быть, – вырвалось из восхищенного сердца апостола Петра. За этими скупыми словами – самая сильная радость, которую может пережить человек на земле. Увидеть уже здесь и сейчас сияние Вечной Красоты, Силу и Славу Царства Небесного в такой мере, как увидели на Фаворе апостолы, дано не многим. Впрочем, Церковь таких людей знает. Среди них преподобные Симеон Новый Богослов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Силуан Афонский... Но каждый из нас может в какой-то мере приобщиться к этому опыту. И мы должны к тому стремиться. Каждая Литургия, каждая Евхаристия, каждое Причастие – возможность в той или иной мере оторваться от земли и увидеть То, ради Чего стоит жить, не боясь никаких потерь и утрат.
Фото: Татьяна Балашова
Протоиерей Борис Балашов. «Преображение Господне»
Частица ризы Господней на Клинской земле Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|