Автор: Борис Трубников
20 сентября 2020 года, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в Скорбященском храме г. Клина прошло всенощное бдение. В сам день праздника собором духовенства Клинского благочиния были отслужены две Божественные литургии, многие верующие причастились Святых Христовых Таин.
В своей проповеди настоятель Скорбященского храма протоиерей Борис Балашов рассказал о духовном смысле праздника Рождества Пресвятой Богородицы и его важности для всех нас.
– «Мы сегодня празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Неслучайно церковный год начинается именно в день Ее Рождества и завершается днем Успения Божией Матери. На примере Девы Марии мы видим путь спасения для всего человеческого рода. Божия Матерь восходит от силы в силу духовно и в конце концов соединяется со Христом так глубоко, что преодолевает саму смерть, и Христос воскрешает Ее телесно.
Этот праздник говорит о многом. В первую очередь о том, насколько мы связаны со своими близкими. Многие из нас сетуют на детей и внуков, называя их ни к чему не годными, а хорошо бы подойти к зеркалу и посмотреть: насколько мы сами-то хороши?
В духовной жизни, хотим мы того или нет, действует известный из физики закон сообщающихся сосудов. Если наше сердце полно благодати и любви Христовой, то оно может согреть и другое сердце. Но если внутри пусто, не помогут никакие прекрасные слова, потому что за ними ничего не стоит.
Вспомним, что жизнь Девы Марии началась в очень благочестивой семье. Ее родители – праведные Иоаким и Анна – уже прожили в супружестве долгую жизнь, более пятидесяти лет, и, хотя телесно были уже немощными, находились в расцвете духовных сил. Именно видя эту духовную зрелость, их личную святость, Господь дарует им на склоне лет возможность родить Дитя.
Мы мало достоверного знаем об их жизни, но есть один бесспорный факт, который говорит о многом: будучи, благодаря привычке добросовестно трудиться, людьми состоятельными, Иоаким и Анна треть своего дохода отдавали Богу – на храм, еще треть – на помощь нуждающимся и только третью часть оставляли себе. Это пример того, как люди научились любить Бога и людей – Его творение. Человек – образ Божий, поэтому, учась любить ближнего своего, они учились любить Бога и возрастали в этой любви. Поэтому Божия Матерь еще до Своего рождения находилась под влиянием родителей, впитав эти любовь и стремление к святости в своей семье. Но Она смогла пойти еще дальше.
Иоаким и Анна всю жизнь просили Господа даровать им ребенка не для утешения и собственной радости, а чтобы посвятить его Богу. День, когда они привели свою трехлетнюю Дочь в храм, чтобы исполнить данное Богу обещание, мы будем праздновать в декабре.
Посмотрим на икону сегодняшнего праздника. Икона – не картина, она создается по иным законам. Использование обратной перспективы как бы вводит зрителя в систему координат иконного изображения, делая его соучастником священных событий, поскольку все линии перспективы устремлены не к горизонту, а к человеку, молящемуся перед святым образом. Цель иконы – передать условными средствами искусства реальность иного, Небесного мира.
Дева Мария воспитывалась в традиции Ветхого Завета, но родила Христа Спасителя, Который Своей кровью основал Новый Завет. На иконе это изображено символически в виде двух зданий в верхней части композиции. Дома в Палестине часто строили особым образом. В центре дома находилось самое просторное помещение – большая комната без постоянной капитальной крыши. Эта комната могла иметь временную и легко разбираемую кровлю. Чаще всего такие помещения покрывались холстинами или циновками, закрепляемыми на жердях. В иконах часто используется образ этой легкой матерчатой кровли – так называемый велум.
На иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображен такой велум, который как бы соединяет два разных здания в одно. Причем одно из них имеет розовый оттенок, как бы озаряется светом восходящего солнца. Так символически изображен Новый Завет, а рядом с ним – Ветхий Завет; они объединены в одно целое велумом – покрывалом. Именно этот образ указывает на то, что Богородица соединяет Ветхий и Новый Завет, и напоминает о том, что Ветхий Завет вел людей к Новому.
Другой особенностью иконы является одновременное использование нескольких последовательных сюжетов, помогающих максимально раскрыть духовный смысл происходящего события. На иконе Рождества Пресвятой Богородицы, как и на иконе Рождества Христова, изображается сцена омовения Младенца. В обоих случаях это указывает на подлинность человечества Девы Марии и Христа. Богородица – реальный живой человек, и эту природу от Нее воспримет Ее Божественный Сын.
Для нас с вами очень важен духовный смысл праздника Рождества Богородицы. Это лучший пример того, как нужно заботиться о детях до их рождения и после него, а также напоминание о том, насколько наша духовная жизнь влияет на окружающих нас людей. Мы непременно должны стараться вести правильную христианскую жизнь, заботиться о спасении, которое наши дети могут обрести через нас, а мы – благодаря им, что показывает вера Божией Матери. Аминь».
Из истории иконографии Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|