Автор: епископ Балашихинский Николай
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы, как и прочие Богородичные праздники, в Византии появляется сравнительно поздно, в начале VI в. Официальное введение этого торжества приписывается императору Маврикию (конец VI в.) Первые песнопения в честь Рождества Богородицы составлены в середине VI в. преподобным Романом Сладкопевцем.
Древнейшие из дошедших до нашего времени изображений Рождества Пресвятой Богородицы (в византийском искусстве) относятся к IX в. На Руси сцена Рождества Богородицы встречается уже в росписях собора Святой Софии в Киеве — это фрески придела свв. Иоакима и Анны.
Появление иконографии праздника Рождества Богородицы обычно относят к концу VII — началу VIII вв., т. е. к тому времени, когда сам праздник получил повсеместное распространение в Церкви, но памятники доиконоборческого периода до нашего времени не дошли. Принято считать, что литературной основой для создания иконографии Рождества Богородицы послужили апокрифы — главным образом, т. н. Протоевангелие Иакова (II в.) Видимо, сам апокриф явился позднейшей записью существовавшего в Церкви устного предания. Появление еще одного апокрифа с описанием события Рождества Богородицы — т. н. Евангелия Псевдо-Матфея — относится к более позднему времени (IX в.)
Священное Писание почти не говорит о земной жизни Пресвятой Богородицы — зная Ее великое смирение, можно сказать: благоговейно умалчивает обо всем, что касается лично Ее. Содержащиеся в Предании сведения о рождестве и родителях Девы Марии представляют такую картину:у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не было детей. Как-то праведный Иоаким пришел в Храм принести Богу жертву, но первосвященник отказал Иоакиму, так как тот «не создал потомства Израилю». В скорби удалился Иоаким в пустыню, молился и плакал там, а его жена осталась дома в одиночестве, тоже плакала и молилась. В это время их обоих посетило чудное видение — ангел, возвестивший, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
После этого благовестия праведные супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима: «Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме…»
Когда праведная Анна зачала, и «прошли положенные ей месяцы», она в положенный срок, «в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить свое Чадо Богу и, по обычаю, отдать его в Иерусалимский Храм до наступления совершеннолетия…
Практически одновременно с созданием иконографического канона происходило и формирование гимнографии праздника: это составленные в VII—VIII вв. каноны преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина, стихиры святителя Германа Константинопольского, Анатолия Солунского и других песнописцев VIII—IX вв.
Уже на самых ранних изображениях Рождества Богородицы помимо праведной Анны и новорожденной Девы Марии появляется ряд персонажей; при этом праведного Иоакима не изображали — он не должен был находиться рядом с супругой во время родов. Святой Анне помогают одна или две служанки — они омывают новорожденную Марию. Омовение происходит в широком сосуде, обычно стоящем на ножке или подставке. Изображают также служанок или праведных жен, принесших святой Анне дары или угощения.
Все перечисленные лица присутствуют в композиции Рождества Богородицы уже в самых ранних памятниках — это и храмовая роспись, и книжная миниатюра. Праведную Анну обычно изображают на ложе полусидящей — это устойчивый прием изображения рождения без страданий. Например, на миниатюре хранящегося в Ватиканской библиотеке Минология Василия II (987–989 гг.) изображены праведная Анна, служанка, омывающая новорожденную Марию, и три служанки с дарами. Надо сказать, что в Минологии Василия II нашлось место и праведномуИоакиму: он вместе с Анной изображен на следующей миниатюре (9 сентября — в день памяти праведных БогоотецИоакима и Анны). Еще одна миниатюра иллюстрирует встречу праведных супругов у Золотых врат города, это Зачатие праведной Анны (празднование 9 декабря), т. е. событие, открывающее цикл миниатюр, посвященных Рождеству Богородицы и Ее детству (миниатюра Введения Богородицы во Храм).
С усложнением композиции основной сюжет Рождества Богородицы стал дополняться сценами из жизнеописания праведных Иоакима и Анна или из «Протоевангелия», а именно: принесение праведным Иоакимом жертвы в Иерусалимском храме; отказ первосвященника принять жертву у бездетного; плач Иоакима в пустыне и его молитва там; плач Анны в саду и ее моление; благовестиеИоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот (этот сюжет положен в основу получившей самостоятельное существование иконографии Зачатия праведной Анны).
Из храмовой росписи, где эти сюжеты изображали отдельно, они переходят и непосредственно в единое иконное пространство. С большими подробностями бытового характера изображают и главный сюжет: например, новорожденную Марию готовятся омывать две служанки, одна из которых держит дитя, а вторая наливает в купель воду из кувшина и одновременно пробует рукой, теплая ли вода. Одну или двух девушек-служанок изображают с опахалом, которым обмахивают младенца Марию. Праведного Иоакима в ранней иконографии не включали в основной сюжет композиции, но иногда присутствие его обозначали так: он мог заглядывать в помещение через окно или открытую дверь.
Сквозной темой Священного Предания — и литературного, и живописного — является безграничная любовь, нежность и забота, с которой относились к воспитанию своей Дочери праведные Иоаким и Анна. К помощи по воспитанию Богоизбранной Отроковицы привлекали они избранных благочестивых девиц.
Одной из умилительных сцен, наглядно иллюстрирующих тему семейной любви и воспитания, перешедших из храмовой росписи в иконографию Рождества Богородицы, является «Ласкание Марии». Младенец Мария здесь изображена на руках родителей.
«Протоевангелие» содержит интересную деталь, которая свидетельствует о том, как оберегали родители юную Марию: когда только Она научилась ходить, праведная Анна решила не отпускать Ее из пределов родительского дома, пока не наступит время ввести Ее в Храм Господень. Обещав посвятить свое Дитя Богу, праведные родители готовились исполнить это ответственное решение. Могли ли Иоаким и Анна поступить иначе, если Сам Бог чрез Ангелов Своих известил их о рождении долгожданного Чада?
Рождение Пречистой Девы Марии — будущей Матери Божией — стало важнейшим событием в истории всего рода человеческого — событием, возвестившим радость всей вселенной: из Нее воссияет Солнце Правды — Христос Спаситель. Но пока об этом могли лишь сокровенно радоваться Ее родители.
Все изображения Рождества Богородицы буквально пронизаны этой тихой радостью. Особенно проявляется это в деталях — на первый взгляд, чисто декоративных, но имеющих глубокую смысловую нагрузку. Как пример можно привести изображение источника, из которого пьют птицы — и большие, и птенцы. Это и пример трогательного отношения птиц к своему потомству, и напоминание о том, что Сам Господь посылает источники, напаяет и птиц небесных (Пс. 103:10–12), и символ грядущего избавления от сети ловящих (Пс. 123:7), и та хвала, которую воздают Богу праведные Иоаким и Анна вместе со всею тварью Божией (Пс. 148).
Приведем примеры того, как в памятниках древнерусской иконописи раскрывается содержание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Новгородская икона середины XIV в. из собрания С. П. Рябушинского (ныне — в Третьяковской галерее) — пример развитой иконографииосновного сюжета (самого Рождества Богородицы). Особенности изображения: Анна — и это достаточно редкий случай — изображена страдающей, она полулежит, отвернувшись от пришедших к ней с поздравлением и дарами жен (их четверо). Анна внимательно наблюдает за тем, как две служанки готовятся к омовению новорожденной Девы Марии. Из оконного проема за спиной Анны за происходящим наблюдает встревоженныйИоаким.
На иконе первой половины XV в. из Государственного Русского музея Анна изображена без страданий; она бодро сидит на своем ложе, принимая поздравления и дары от подходящих к ней поочередно жен. Две служанки готовятся омывать младенца Марию: одна налила в купель воду, а вторая пробует температуру воды рукой. Иоакима в композиции нет.
Икона XVI в. из Новгородского музея (НГОМЗ) — «Рождество Богородицы в житии» — представляет сложную композицию с 24 клеймами. В среднике — собственно Рождество Богородицы со сценой «Ласкания Марии». В основной части композиции обращают на себя внимание такие детали, как столик со стоящими на нем дарами; праведная Анна сидит и ведет беседу с женами, которые уже успели вручить ей свои дары.
На иконе начала XVI в. из Русского музея появляются новые детали: кроме сцены омовения младенец Мария изображена повторно, уже лежащей в колыбели. Одна из служанок веет над Нею опахалом, а вторая, видимо, напевает колыбельную… Праведная Анна сидит на ложе, а одна из служанок поправляет постель за ее спиной. Четыре жены, уже успевшие поздравить Анну, живо беседуют между собой. Над одром Анны — башенка, с которой за событием внимательно наблюдает праведныйИоаким.
Икона Рождества Богородицы с клеймами земной жизни, начала XVI в., из Устюженского краеведческого музея, напоминает Новгородскую (но житийных клейм в ней всего 18). В ней обращают на себя внимание тщательно проработанные детали.
Икона конца XV в. (Северные письма) из Третьяковской галереи подчеркнуто лаконична: к сидящей на ложе Анне подошли две девицы с сосудами; справа внизу служанка собирается омывать младенца Марию — с Нее уже сняты пелены. Вверху иконы помещены поясные изображения великомученика Димитрия Солунского, святителя Николая, пророка Илии и великомученика Георгия.
Икона начала XVII в. из музея им. прп. Андрея Рублева, в отличие от предыдущей, не только являет пример развитой иконографии праздника, но и содержит ряд новых деталей: в нижней части композиции помещено изображение источника, из которого пьют воду два лебедя. Сцена «Ласкания Марии» размещена в одной из башенок изящного здания, где происходит все действо. Тщательно выписаны архитектурные детали, лесенка, по которой поднимаются к Анне гости, богато украшено высокое ложе, на котором сидит Анна; причудливо извивается струя воды, которую наливает в купель служанка.
Икона XV в. из Львовской картинной галереи содержит интересную деталь: одна из жен, пришедших поздравить праведную Анну, трогательно припала к ней, а Анна обнимает ее правой рукой…
Сложная многофигурная композиция Рождества Богородицы с 16-ю житийными клеймами третьей четверти XVI в. из Рублевского музея содержит следующие сцены: в верхнем регистре средника — благовестиеправеднымИоакиму (слева) и Анне (справа). К молящимся супругам подлетают ангелы, несущие весть о том, что Господь услышал их молитвы. В этом же регистре в середине — уже осуществившееся чаяние праведных супругов — сцена «Ласкания Марии». Еще одна интересная деталь: в правой нижней части средника одна из служанок качает подвешенную за четыре угла колыбель младенца Марии.
Икона начала XVII в. из государственного музея-заповедника «Коломенское» содержит сюжет с птицами, пьющими воду из источника: это птицы разных видов и размеров. Здесь есть также сцена «Ласкания Марии» и припавшая к праведной Анне девица. В верхней части иконы, в облачном полукружии — Господь Саваоф.
Завершим наш краткий обзор иконой-«таблеткой» XV в. из Новгородского Софийского собора, в которой заслуживают внимания не только идеально прописанные детали, но и такая выразительная сцена, как юная служанка, сидящая возле колыбели младенца Марии. Запеленатая и укрытая красным одеяльцем Мария внимательно наблюдает за другой служанкой, которая веет над Нею опахалом, а первая девушка с укором обернувшись к своей подруге, видимо, просит ее не мешать убаюкивать Дитя. За всем происходящим наблюдает сидящий в башенке над входом в здание праведный Иоаким…
Приведенные в нашей заметке примеры древнерусской иконографии Рождества Богородицы показывают, насколько творчески, хотя и в пределах канона, подходили к своей задаче художники, а обилие интересных, подчас трогательных деталей свидетельствует о том, что каждый иконописец вложил в свое произведение и личные наблюдения.
Иконография Рождества Пресвятой Богородицы не только воспроизводит подробную картину событий рождения Пречистой Девы Марии, но и убедительно раскрывает перед современным зрителем систему ценностей благочестивого супружества, семейной жизни, рождения и воспитания детей — тех непреходящих ценностей, которые подвергаются сегодня серьезным нападкам.
Источник: www.mepar.ru
Иконография Рождества Богоматери Автор: Екатерина Шеко Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам.
Рождество Пресвятой Богородицы Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд) Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословениям, то окажется, что эти благословения - земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|