Автор: Екатерина Шеко
Сюжет Рождества Богоматери не описан в Евангелии, но в иконографии встречается с древнейших времен. Композиционная схема изображения восходит к дохристианским временам. Известны древнегреческие и древнеримские изображения рождения героев и богов. Центром композиции является ложе матери, перед которым стоит купель для омовения младенца. Ложе окружают женщины, приносящие различные необходимые предметы, и отец ребенка.
Мозаика пола виллы III в. на Кипре (Пафос).
Подобная композиционная схема была взята за основу христианскими художниками. Достоверных сведений о изображении Рождества Богоматери в доиконоборческий период у нас нет, но, судя по мозаикам и фрескам XI-XII вв., эта композиция уже была хорошо разработана к началу второго тысячелетия христианства.
Византийская мозаика с композицией "Рождество Богоматери" украшает стены монастырского храма Дафни близ Афин (XI в.).
В центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанка, омывающие младенца Богородицу в купели.
Изображение праздника Рождества Богородицы XII века сохранилось в Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове. Фреска, подробно изображающая сюжет праздника Рождества Богоматери, хорошо сохранилась в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница в Сербии (1304 г.). Здесь к числу изображаемых персонажей добавляется св. Иоаким, стоящий у колыбели, и развернутые архитектурные кулисы.
Иконы более позднего времени содержат много бытовых подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Речь идет о том, что история явления Христа начиналась в обычной земной семье. Это свидетельство истинного вочеловечения Бога, реальности его земного бытия.
Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300 гг.
Мозаика монастыря Хора, Константинополь, 1316-1321 гг.
Иконы праздника Рождества Богоматери повторяют композиционную схему древних фресок и мозаик, изменяются только некоторые второстепенные детали, в зависимости от личных вкусов и предпочтений художника-иконописца. Например, варьируется положение фигуры святого Иоакима. Он не участвует непосредственно в помощи матери - св. Анне. Его фигура часто как бы скрывается в архитектурной кулисе, иногда выглядывает сверху из окна.
На более поздних иконах XVII-XVIII вв. развитие сюжета включает эпизоды предания о раздельной молитве и последующей встрече свв. Иоакима и Анны, о "ласкании" младенца Богоматери в лоне праведной семьи ее родителей.
Фото: Екатерина Шеко
Рождество Пресвятой Богородицы Автор: Митрополит Антоний Сурожский Когда человек оглядывается на себя в том мире, в котором мы живем, таком безгранично просторном, которому, казалось бы, нет пределов, он чувствует себя иногда бесконечно малым и страшно незначительным. И если к этому прибавить окружающую его черствость и холодность, то человеку иногда кажется, что он беспредельно уязвим, бессилен, беспомощен, беззащитен и перед лицом людей, и перед всем простором, устрашающим простором нашего мира.
День рождения Матери Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Иисус, воскреснув, назвал учеников Своими братьями. Потому, если мы ученики Его, то, значит, и братья. А если братья, то Его Мать - наша Мать. К стыду нашему, мы не всегда по-настоящему чувствуем свое сыновство.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|