Автор: протоиерей Николай Иванов
Этот случай произошел в пятидесятых годах. О нем мне рассказал мой друг, священник, служивший в провинции и на время отпуска приехавший в Москву.
Иду я однажды, довольно поздно, по какой-то сравнительно пустынной улице. Вдруг чувствую, что сзади меня идут люди как-то ровно со мной. Это ведь иногда чувствуется, что тобой интересуются и за тобой идут. Спустя минуту они поравнялись со мной и повернулись, загораживая дорогу. Их было трое – двое юношей и девушка. Я вспомнил, что это те трое, которые несколько минут назад повстречались со мною, и как-то переглянулись, очевидно, на мой счет. И вот, оказывается, они повернули и пошли за мной, а теперь решили заговорить.
Я остановился. Остановились и они. Видно было, что они волновались, не зная с чего начать разговор.
Послушайте, – обратился один из молодых людей ко мне, – вы – батюшка, то есть, поп?
Я был в пальто, но очевидно, моя седая борода, да и выглядывающие из-под шляпы волосы, указывали на мое занятие. По пословице «попа и в рогожке узнают».
Я внимательно посмотрел на них. Никакого хулиганства или даже хотя бы насмешки не было заметно на лицах. Наоборот, скорее можно было найти смущение и даже как бы приветливость. «Батюшка, то есть поп...» Это значило, что юноша просто не знал, как меня назвать.
Я – священник, – сказал я. Поп – это теперь бранное слово, а батюшкой зовут редко. А что вам нужно?
Как я понял из дальнейшего разговора, передо мной стояла молодая супружеская чета, а третий был их приятелем. Впрочем, как увидите из дальнейшего, проще было бы назвать их женихом и невестой, а этого, третьего, употребляя евангельское выражение – «другом жениха». Он-то и начал разговор со мной.
– Так, что же вам нужно?
– Да, вот они, – замялся «друг жениха», – хотят пожениться. То есть, они уже поженились, но они бы хотели по-церковному. А как это сделать, никто не знает, да и дома у них тоже не знают. Вот мы вас и хотели спросить.
Пожениться... По-церковному... И не знают... Но хотят... Молодежь... И никто им этого не объяснит. И никто не поможет. Все эти мысли мелькали у меня, пока я смотрел на эту, ставшую близкой для меня, но все же забавную тройку.
Так вы хотите пожениться по-церковному? – спросил я теперь уже самих молодых супругов. – Да, да. – Девушка ответила первая. Парень ответил вслед за ней.
Идите в церковь и венчайтесь, – сказал я.
Ему нельзя, он на заводе таком работает, – как-то жалостно, по матерински сказала она.
Им обоим нельзя, – пробурчал «друг жениха». У них обоих родители неверующие. Шум подымут. Им нельзя в церкви. Они сейчас вот хотят.
Сейчас?! Такого оборота я не ожидал. Где же, на улице мне их венчать что ли?!
– Вы нас сейчас повенчайте. Как-нибудь... Немножко... – сказал жених.
Немножко повенчать! Сейчас? Здесь?! Чего угодно, но этого я не ожидал. Может быть, они шутят надо мной? Но нет, – серьезны и как-то очень смущены. Это они искренне хотят венчаться, – сообразил я. И мне как-то сразу стало понятно, что им никак не преодолеть той стены, которая стоит между ними и церковным венчанием. Я представил себе, какие силы обрушатся на них со всею жестокостью, если они посмеют открыто заявить о своем желании. Посылать их в церковь – это означало бы требовать чего-то совершенно непосильного. А сейчас они стояли передо мной с просящими глазами, и я видел, насколько хорошо и искренне было их желание повенчаться.
– Ну, а в Бога-то вы веруете?
Молодые переглянулись. – Веруем, – как-то, точно стыдливо ответили оба.
Я понял, что в этом ответе весь их катехизис, весь запас знаний и слов, и больше ничего они добавить и не могли бы.
Веруют... Несмотря ни на что, на все окружение, не слыша ни одного слова христианской проповеди, всё же веруют. Для них это было даже много. Больше ничего они не знали. Но уже одно то, что они к этой мысли пришли сами, вопреки всему тому, в чем их убеждали, – могло равняться целому исповеданию.
Что же мне оставалось делать?
В первый раз в жизни передо мной возник такой вопрос, на который не было ответа ни в какой семинарской науке.
Веруют... Хотят, чтобы их жизнь была освящена церковью...
Оттолкнуть их в этот момент от той близости с Богом, к которой они тянулись, значило бы оттолкнуть их совсем.
– А вы верите, что то, что вы просите от меня, будет благословением на всю вашу жизнь? Верите, что это так уж нужно вам, без чего ваша жизнь не будет полной?
Они опять переглянулись.
– Да, это нам нужно...
Тогда я понял, что должен решиться на то, чего никогда не совершал.
– Вы креститься умеете? Не дожидаясь ответа, я показал им, как сложить пальцы и сказал: «Перекреститесь».
Ребята сняли шапки и перекрестились. Девушка – тоже.
– Возьмитесь за руки. Правая рука – с правой. Я мысленно, как-то в один момент произнес про себя все молитвы, которые полагается читать при венчании и благословил их.
Ну, идите с Богом и любите друг друга. Если сможете бывать в церкви, то бывайте, а еще постарайтесь найти Евангелие и прочитайте. Там есть одна фраза, которую советую запомнить: «Стучите и отверзется вам». Если будет у вас стремление к свету, к истине, к Богу, и если будете в этом стремлении настойчивы, то выйдете к свету, узнаете истину и ощутите Бога. Только идите и не сомневайтесь. Тогда, как будто сам случай будет приходить к вам на помощь, вот, как сейчас. А на самом деле, сейчас – это не случай, а ответ на ваше желание.
Ну, будьте здоровы, идите с Богом.
Я надел шляпу и ушел. А они пошли своей дорогой. Пошли в жизнь… и что ожидает их в этой жизни, какие испытания, какие радости и какие будут у них еще встречи? Сумеют ли они пробиться к свету?
Часть 1. Поэтический миф
Часть 2. «Что такое религия?» Вспомним не такое далекое прошлое
Часть 3. Периодизация советской антицерковной и антирелигиозной политики (1917–1939 гг.)
Часть 4. Из истории советской антицерковной и антирелигиозной политики (1917–1923 гг.)
Часть 5. Первые антицерковные декреты советской власти
Часть 6. «Долой стыд – это буржуазный предрассудок»
Часть 7. Антирелигиозная пропаганда в СССР: документы и факты
Часть 8. Массовый террор против верующих 1937–1938 гг.
Часть 9. Рассказ протоиерея Николая Иванова «В память о брaтe моем» (публикуется впервые)
Часть 10. «В память о брaтe моем» (окончание рассказа)
Часть 11. Приказ НКВД № 00486 о репрессировании жен изменников Родины (от 15 августа 1937 г.)
Часть 12. Рассказ протоиерея Николая Иванова «Воспоминания» (публикуется впервые)
Часть 13. Рассказ протоиерея Николая Иванова «Воспоминания» (продолжение)
Часть 14. Из истории советской антицерковной и антирелигиозной политики (1939–1991 гг.)
Часть 15. Об усилении научно-атеистической пропаганды среди молодежи (1959 г.)
Часть 16. Рассказ протоиерея Николая Иванова «Случай на улице»
Часть 17. Особенности пастырского служения в Русской Православной Церкви в условиях господства атеистической идеологии
«Сад памяти»
Автор: Юлия Павлюк
Бутовский полигон является крупнейшим в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв НКВД. Мемориал "Сад памяти" посвящен жертвам репрессий 1937-38 годов, вне зависимости от их вероисповедания, национальности и возможности реабилитации. По установленным на сегодняшний день данным, младшему из них было всего 13, старшему – 82 года
Трагедия октября. Попытка христианского осмысления
Автор: протоиерей Игорь Гагарин
«Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|