Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Лк. 5, 1-11
Сегодня мы читали отрывок из пятой главы Евангелия от Луки. Иисус Христос был на берегу Галилейского озера (или моря, как его тогда называли), и за Ним следовало много народу – тысячи людей собрались здесь услышать слово Господа. Но берег был достаточно крутой, люди теснили друг друга, и чтобы можно было говорить свободнее, Христос вошел в лодку Симона Петра и попросил его немного отплыть от берега. Господь проповедовал о Царствии Божием, о том, что оно совсем рядом, и нужно войти в Него, обрести это Царство.
Петр и другие рыбаки, бывшие здесь, уже встречались со Христом, слышали о Нем от Пророка Иоанна, указавшего на Иисуса как на Мессию: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Спасителя сравнили с ягненком, которого приносят в жертву за грехи всего мира. Рыбакам это было пока непонятно, но очевидно, что Иисус из Назарета – Тот, Кто обещан Богом, Спаситель, Которого так или иначе евреи ждали. Они уже слушали Господа, беседовали с Ним, но их вера еще не была крепкой, абсолютной, хотя Петр, Иоанн, Иаков чувствовали, что Христос говорит истину.
Перестав учить народ, Иисус Христос попросил рыбаков отплыть на глубину и закинуть сети. Это была странная просьба, во-первых, потому, что всю прошедшую ночь они трудились, пытаясь поймать рыбу, но впустую. А во-вторых, сети Петра были предназначены для ловли рыбы на мелководье, а не на глубине. Петр и его друзья были профессионалами своего дела: они прекрасно знали, где, в какое время и какую рыбу можно поймать в этом озере, поэтому им было совершенно ясно, что Иисус советует, мягко говоря, неизвестно что. То есть плотник учит рыбака рыбу ловить… Но поскольку Петр общался со Христом, во многом доверял Ему, он отплыл на глубину и закинул сети только из уважения.
И что же? Когда рыбаки попытались поднять сети, они оказались до краев наполнены рыбой, будто кто-то специально ее туда положил. Когда лодка Петра была загружена полностью, сети все еще оставались тяжелыми, и потребовались еще лодки, чтобы перевезти на берег этот чудесный улов. Умом Петр понимал, что такого просто не может быть, но видел, что это факт. Тогда он начал осознавать, что сотворить такое чудо по силам только Богу, а значит, Христос – от Бога.
У людей чистых сердцем при встрече со святыней, святыми возрастает смирение. Люди поверхностные в подобной ситуации пытаются извлечь из нее практическую пользу и начинают просить о том, чего им в жизни не хватает, – дом, квартиру, машину и т.д., поскольку у них потребительское отношение к Богу. А когда Петр осознал святость Иисуса, когда свет Божества коснулся его сердца, он увидел в этом свете свое недостоинство, свои грехи и пришел в состояние великого смирения. Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Это удивительно! Святые говорят, что спасение человека начинается не тогда, когда он много читает духовной литературы, молится, усиленно постится и совершает другие подвиги, а тогда, когда он увидит свои грехи и ужаснется.
Люди часто подходят на исповедь – скажут два слова, а больше ничего за собой не видят. Это не значит, что у них грехов нет, просто в их сердце темно, потому что Божий свет туда плохо проходит. Когда этот свет проникает в глубины нашего сердца, становится видно, какова душа человека и что в ней происходит, каковы его мысли и чувства. Тогда человек восклицает: «Какой кошмар! Я считал себя хорошим, а теперь начал читать Евангелие, стараюсь исполнять волю Божию, но как будто становлюсь все хуже и хуже…» Нет, не хуже, просто, соприкасаясь с Богом и Его Словом, мы начинаем видеть себя объективно. Так случилось и с Петром.
Повелев закинуть сети, Господь хотел показать ему и другим ученикам, что они умеют трудиться, но, когда будет благословение Божие на этот труд, результат может быть качественно иным. Христос говорит Петру: не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 9).
Что это значит? Если рыбу поймать и вытащить из воды, для нее это смерть, а для человека это будет спасением. Но Христос зовет своих учеников стать не просто спасателями, помогающими утопающим в море, а спасителями – теми, кто будет вытаскивать людей из пучин греховной жизни, кто сможет указать им верный путь, дать благодатные силы жить для жизни, а не для могилы. Чтобы уже земная жизнь согрелась вечной, была полноценной, радостной, когда любовь Христова согревает и реанимирует наши сердца и наши души.
Петр и его товарищи последовали за Христом, оставив свои дома и ремесло, которое их кормило. Они пошли неизвестно куда, никто не обещал им ни деньги, ни мягкую постель, ни даже ежедневное пропитание. Когда рыбаки занимались своим нелегким трудом, они тоже понимали, что это нужно людям, и воспринимали работу не только как источник дохода. Но сейчас Господь сказал Петру удивительную вещь: его, простого рыбака, он зовет спасать души человеческие – из болота греха их вытаскивать!
А кто были эти апостолы, которые пошли возвещать миру Евангелие Христово? В основном рабочие. Таких образованных, как Павел, среди них – раз-два и обчелся! Но уже к концу I века христианство распространилось по всей Римской империи и за ее пределами. Люди, которые кое-как умели читать и писать, не знали иностранных языков, пошли к разным народам и смогли открыть им евангельскую истину, соединить их со Христом. И эти, можно сказать, спасительные сети наполнились таким количеством людей, что христианство коснулось практически всего мира. Потому что евангельская весть затронула самое важное в человеке – душу, а забота о бессмертной душе – главное дело каждого из нас.
Конечно, все мы умрем, но трагедия не в этом. Главное – в том, чтобы на земле не зря жить, встретиться здесь со Христом и по-настоящему с Ним сродниться, чтобы жить с Богом в сердце. Тогда наша жизнь будет светлой: даже беды и катастрофы мы сможет преодолевать иначе, потому что с нами Бог и мы живем для бессмертия. Для нас разговор о вхождении в Царство Божией Славы – не просто рассуждения о будущем. Когда христианин уже пройдет какой-то духовный путь, он наверняка помнит те минуты, когда ощущал присутствие Божией благодати: в молитве, чтении Священного Писания, творении добрых дел. Это Господь нам показывает, что ждет нас впереди. Бог как бы приготовил для нас роскошный пир, но пока мы можем только немного попробовать угощение, чтобы ощутить его вкус.
Когда наша жизнь согревается Божией благодатью, она становится другой. Конечно, сейчас в церкви почти нет людей, которые обрели веру десятилетия назад – 10-15 лет, это уже много по нашим меркам. А раньше было очевидно, насколько лица тех людей, которые восприняли веру в семье и выросли в вере, отличаются от тех, кто был далек от храма. Помню трех сестер, у которых черты лица были очень похожи, но их выражение было абсолютно разным, поскольку одна из них взрослела вне церковной традиции. Когда человек имеет опыт живой веры, это всегда заметно окружающим, с такими людьми тепло, с ними хочется общаться.
Царство Божие во всей полноте раскроется Там, однако начинается оно здесь, на земле. Христос говорит, что жизнь вечная – это соединение с Богом, сроднение с Ним. Как грудной младенец черпает от матери жизненные силы, так и мы со Христом должны находиться в теснейшей связи духовно и телесно. Поэтому апостолы, без преувеличения, несли людям самое главное – жизнь Христову, которую обрели в себе.
Церковь Христова – апостольская, и не только потому, что она насаждена апостолами. К апостольству призван каждый из нас, и хотя не каждый может о Христе говорить, но свидетельствовать своей жизнью, своей любовью, своим добрым отношением к окружающим должен каждый. Потому что, спасая других, мы и себя спасаем. Помогая другим обрести себя настоящих, мы еще крепче обретаем Христа. Аминь.
О несении креста
О званных на брачный пир
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|