Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 15-ю по Пятидесятнице.
Мк. 8:34-38, 9:1
Несение креста. В.П. Верещагин
В это воскресенье мы читали два евангельских отрывка. Первый отрывок духовно связан с праздником Воздвижения, второй – с воскресным днем. Мы поговорим о первом из них, это труднопонимаемый отрывок из Евангелия от Марка, в котором рассказывается о несении креста.
Иисус Христос говорит Своим ученикам, пошедшим за Ним: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
Буквальный смысл этих слов для нас не столь актуален, как для современников Христа или жителей тех стран, где и в наше время быть христианином смертельно опасно. Смерть на кресте – самая мучительная и позорная казнь, так наказывали лютых преступников, и они должны были нести горизонтальную перекладину креста к месту казни на своих плечах, сгибаясь под ее тяжестью.
Ежедневно в мире люди гибнут за Христа, есть статистика, которая это подтверждает. В нашей стране сейчас мирный период, но не так давно, в 20-30-е гг. XX века только за веру были казнены сотни тысяч людей. Но если у нас с вами в настоящее время не стоит вопрос о смерти за веру, это не значит, что евангельский текст не имеет к нашей жизни никакого отношения. Духовный смысл этих слов неизменен.
Кто хочет идти за Мною… А куда идти? Это путь в Небесное Царство Божией Славы, но он лежит через Голгофу, через Крест. Иногда христианство пытаются представить таким образом: «Главная задача христианина – это терпеть страдания, и, претерпев их, он спасется». Это неверно. Мы видим, что на Голгофе было три креста, все распятые испытывали жуткие страдания, но разве все они оказались в Небесном Царстве? Конечно, нет. Разбойник, который покаялся, вошел в это Царство, а не покаявшийся – нет, хотя мучился он не меньше. Само по себе терпение страданий ничего не дает, но если оно совершается с верой, ради Христа – это другое дело! Вопрос ведь не в страданиях, а в том, как и ради чего мы через них проходим. Разве не страдает женщина, которая рожает ребенка? Страдает. Но ради чего? Чтобы новая жизнь пришла в этот мир! Поэтому, когда мы идем за Христом в Божие Царство вечной любви, мы должны помнить Его слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя.
Отвергнись себя – не себя ставь в центр своей жизни, а Бога и близких. Как этого можно достичь, мы хорошо знаем из опыта семейной жизни. Опять приведу пример матери. Жила женщина, заботилась о своей внешности, уделяла много времени развлечениям, перед зеркалом вертелась (чтобы в магазин сходить, минимум полтора часа себя в порядок приводила), а когда вышла замуж и родила ребенка – все это забылось. Какое там зеркало – времени нет, ведь в центре ее внимания теперь не она сама. Это касается всех нас: когда мы кого-то любим, этот человек становится для нас очень важным. Но главное – то, что мы сами становимся подлинными и настоящими тогда, когда учимся любить Бога и людей. Отвергнись себя – то есть живи не ради себя. Именно когда человек отвергается себя, он себя и обретает. Отдавая силы Богу и ближним, он себя находит!
Возьми крест свой, – говорит Христос,– и мы все ужасно этого боимся. Но ведь трудно любое служение, любое серьезное дело: растить детей, строить дом, работать… Но крест – это не только трудности, скорби и страдания, которые есть в жизни каждого человека, но и вера Богу и наше личное служение Ему и ближним.
Следуй за мной – иди по жизни так, как хочет Христос, и поступай так, как поступал бы Он, ведь Господь сказал: любит Меня тот, кто исполнит Мои заповеди (см. Ин. 14, 21). Заповеди – своего рода правила дорожного движения, но не на обычной трассе, а на пути нашей жизни. Они нужны, чтобы мы не попали в аварию, остались живы духовно. К сожалению, в большинстве своем люди хотят жить только для себя. Если спросить их о смысле жизни, они ответят, что живут ради достижения земного благополучия – денег, обретения тех или иных ценностей. И это неудивительно, подобные мысли нам постоянно навязывают СМИ.
Один известный человек так выразил эту мысль: абсолютное большинство людей ставит главной целью жизни – стать самыми богатыми покойниками на кладбище. Но разве у гроба есть карманы? Разве можно забрать земные ценности с собой? Вот накопил человек миллионы и помер так же, как его бедная соседка, – сосудик в голове лопнул, и все. Речь не о том, что не нужно зарабатывать деньги и заботиться о благополучии, но это средство, а не цель!
Христос далее говорит: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35). В данном случае душа – это жизнь человека. Кто хочет прожить ее для себя – сытненько, спокойненько, ни о чем не тревожась и не отдавая свои силы и время кому-то, – тот все потеряет. Жизнь земная пройдет, а Там, в Небесном Царстве, этот человек окажется чужим, ведь он любить-то не научился. Но тот, кто не жалея, отдает силы свои для ближних, тот обретет истинное сокровище, ведь он учится любить и становится родным Богу. Именно по этому качеству Господь будет нас узнавать.
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36) Мы часто не понимаем этих слов, поскольку думаем, что душа – это отвлеченное понятие. Ничего подобного! Человек двусоставен, у него духовный и телесный организм. Грехи опасны именно потому, что они вредят нашей душе. Все, что мы делаем плохого, пагубно не только для окружающих. Почему Церковь всегда говорила об опасности блудных грехов? Потому что этим наносятся страшные удары по душе, как топором по телу, и эти раны залечить очень трудно и не всегда возможно.
Когда мы грешим, мы уродуем свою душу, а потом удивляемся, почему нам так тяжело жить в этом мире, почему Бог нас не слышит и никто нас не любит? Нам так страшно приближаться к последней черте нашей жизни, ведь мы ощущаем, что до Бога так и не добрались… А все это происходит потому, что мы делаем свою душу и глухой, и немой, и слепой, и хромой, а она-то вечна! Душа переходит после смерти в иной мир, хотим мы этого или нет. Если она изуродована, она не годится для Того мира, значит, мы в другом месте окажемся – в аду.
Если у человека нет ног, разве он может бежать кросс? Так и душа по нашей вине оказывается в болезненном состоянии, а легко ли эти раны залечивать? Если я поранил руку, врач видит, что произошло, и понимает, как лечить такую рану, душевную же рану лечить очень тяжело! Какое покаяние надо иметь, какую молитву, какие добрые дела делать, чтобы душевная рана зарубцевалась! Поэтому Христос и говорит: какой смысл владеть миром и вредить душе – итог-то какой? Как говорят, «цыплят по осени считают».
Нужно не о будущем грезить, а здесь и сейчас жить с Богом, созидая мир в своей душе и вокруг себя, иначе жизнь превратится во что-то страшное и мрачное. Какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 37) А разве он может оценить свою жизнь? Нет! Христос и открывает нам Свою волю: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). Получается, что это Бог такой нехороший? Нет, просто Он уважает и принимает наш выбор. Если мы стыдимся Христа, Его имени, Евангелия, христианской жизни – это наше право. Не захотел быть родным Богу – будь по-твоему. Да, трудна христианская жизнь, но гораздо труднее жить без Христа, ведь это жизнь, полная безнадежности и уныния, и никакие земные ценности, денежные запасы и деликатесы не смогут наполнить ее смыслом и подлинной радостью.
Далее Христос говорит: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Действительно, Царство Божие тогда еще не пришло, это будет в день Пятидесятницы, когда произойдет Сошествие Духа Святого на апостолов и рождение Церкви Христовой.
Церковь – Царство Божие на земле – в которой действует Христос (и в Церкви и через Церковь). Люди оживали в ней тогда и сейчас оживают; и тогда духовно просыпались, и сейчас просыпаются; всегда находили общение с Богом и сейчас находят. В этом сила Божьего Царства – когда Христос действует в нас и с нами, и мы Его находим, обретая в Нем и жизнь, и силы, и поддержку. Аминь.
Всероссийский Патриарх
Избранник Божий
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|