Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством.
Мф. 1:1-24, Евр. 11:9-10, 17-23, 32-39
Дорогие братья и сестры, сегодня за богослужением мы слышали два отрывка из Священного Писания – Божественного откровения – которые, казалось бы, не имеют к нам прямого отношения. Родословие Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, доведенное до Иосифа (приемного отца Иисуса) и повествование о подвигах не столь многочисленного народа, населяющего восточное побережье Средиземного моря из Послания к евреям. Какое отношение имеют к нам эти отрывки, которые умышленно ставятся для прочтения в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым?
Есть такое слово, иногда непонятное, которое особенно дети с трудом принимают, – "ожидание". В христианстве можно назвать им одну из главных добродетелей, ведь мы помним, что с ожидания началась человеческая история.
В глубоком понимании – это не просто исчисление какого-то промежутка времени, а ещё и попытка некоторого сосредоточения, когда человек пытается держать себя в духовном тонусе. В этот период мы взрослеем, растём, в нас пробуждается что-то новое, незнакомое. Действительно, узнать что-то о себе можно именно тогда, когда нужно терпеть и ждать. Да, человеческая история начинается с заповеданного Богом ожидания, но человек, не дожидаясь, эту заповедь нарушает.
Когда мы говорим о своём будущем, мы постоянно (особенно в истории России) ныряем в прошлое, и при этом нам кажется, что чем глубже мы нырнём, тем красивее будем выглядеть. Замечено, что если подретушировать ретро фотографию, то взгляд в будущее порой становится как бы и не нужен...
Но в сегодняшних отрывках из Священного Писания мы видим совсем иное ожидание – ожидание прихода Спасителя. Это ожидание людей, вполне осознающих, что с первым экзаменом человечество на заре своей истории не справилось (это ощущение неполноценности жизни присутствует и в самом Адаме после грехопадения). Мы видим также, что для всего умного человечества это ожидание Спасителя – не просто потенциальная красивая внешняя оболочка, а решение самого насущного в жизни вопроса.
"Я прекрасно понимаю, что моё появление на свет, моя бессмертная душа – подарок, в первую очередь, Бога, а не родителей. И я чувствую, что над этой душой надо много трудиться, что она может быть счастлива, а может быть и наоборот. И, если я не могу почувствовать это полноценное счастье, может ли мне кто-то его дать?"
И вот, люди в разных уголках мира ждали эту Звезду Разума, то Солнце Правды, которое мы воспеваем в Рождественском тропаре, потому что без Спасителя человеческая жизнь была бы ущербной. А небольшая кучка семитского народа, жившего на территории, которую мы теперь именуем Святой Землей, не просто ныряет в своё прошлое (они его прекрасно знают). Список перечисленных евангелистом Матфеем имен для евреев того времени – как тайный код, который является не галереей славы (среди предков Иисуса были не только благочестивые люди), а указанием на то, что иудеи верили ветхозаветным пророчествам и ждали Рождения Того, Кто подарит людям полноценное подлинное счастье!
Ради этого, ради преодоления своей конечности, ущербности (мы называем это греховностью), можно сделать всё, и этот урок, эта история может всем нам очень помочь. Она показательна тем, что можно не оборачиваться на общественное мнение и не жалеть себя, в том числе до смерти, можно говорить правду и не подстраиваться под то, как все живут, потому что есть цель, которая выше потолка твоих соотечественников – это вечное счастье, подлинная бесконечная жизнь с Богом.
Поэтому на этих отрывках нам стоит учиться и делать правильные выводы. Готовясь к Рождению Божественного Младенца, мы каждый год стараемся настраивать себя определённым образом – мы ожидаем. И очень правильно поставить вопрос: "А моё ожидание совпадает с тем, что до меня проделали другие люди?". Аминь.
Семь вопросов о Рождестве
Традиции празднования Рождества Христова
Ты не один (иконография Рождества Христова)
Пойдемте вместе в Вифлеем!
Какие грехи принести ко Господу?
В ожидании Рождества
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|