Автор: Ирина Филиппова
Беседа со священником Михаилом Хайрутдиновым, клириком Скорбященского храма г. Клина
- Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, для чего Церковь установила перед Великим постом чин Прощения?
- Начало Великого поста можно назвать первым шагом к встрече праздника праздников - Пасхи. Чтобы встретить ее достойно, мы должны простить ближнему грехи так же, как нам прощает Бог. И прежде, чем войти в Великий пост, нам необходимо попросить прощения и у Самого Бога за то, что мы не являемся такими, какими Он нас задумал, и друг у друга, потому что Христос сказал: Возлюби Бога Своего всем сердцем и всем помышлением своим, и ближнего своего, как самого себя... Прощение - это проявление любви. Встречу Пасхи можно сравнить с вхождением в Царство Небесное, только здесь, на земле. Нельзя войти туда с какими-то внутренними обидами и греховными недомолвками. Поэтому Церковь и установила чин Прощения, чтобы человек попросил Бога не поминать ему его грехов так же, как он не помнит грехов своего ближнего.
- Что значит: по-настоящему простить человека? Почему необходимо прощение?
- Во-первых, только тогда мы можем считать, что простили человека по-настоящему, когда у нас нет желания сделать ему что-то назло, нет чувства мести. Только когда человек простил и почувствовал это в своем сердце, он получает облегчение. Почему это происходит? Потому что, если мы другого не прощаем, мы добровольно ввергаем себя в адское состояние, начинаем постоянно думать об обиде и, чаще всего, начинаем в мыслях общаться не со своим Ангелом Хранителем, а с другой, темной сущностью. Грех непрощения другого - это, в первую очередь, нанесение обиды себе. Почему когда человек приходит на исповедь, искренне кается, он становится другим? Потому что до раскаяния он чувствовал за пазухой камень, и вдруг этот камень рассыпался, и ему стало легко-легко. К такому состоянию нас и призывает Господь, чтобы, простив обиды другого, мы победили грех в себе самих.
- Все ли можно и должно прощать?
- Конечно, нужно отделять грех от грешника. Сам грех простить невозможно, потому что грех - это искажение задуманной Богом природы человека. А грешника можно простить. Возьмем притчу о блудном сыне. Чисто по-человечески, если посмотреть на этого сына, который убежал из дома, жил не пойми как, натворил множество беззаконий, разве можно было его простить? А отец первым выходит к нему, обнимает и радуется, что сын был потерян, а теперь вернулся. Понятно, что прощать просто так не будет человеку на пользу.
К примеру, возьмем преступника: если он совершит преступление, и мы, по снисхождению своему, простим его, понадеявшись, что он больше так делать не будет, оставим безнаказанным, к чему это может привести? К тому, что он не искренне раскается, а только из-за страха наказания, а в душе его ничего не изменится. Такое прощение будет липовым. Ведь когда мы прощаем другого, то прощаем в надежде, что человек изменится, то есть принесет покаяние. И если покаяние есть, если человек грешит, но не хочет таким быть, то у него есть пути к спасению, такого человека можно прощать. Ну а если человек закостенел в своем грехе, если не может жить под благодатью, его нужно подводить под рамки закона. Поэтому простить можно все, и Бог нам прощает самые тяжкие грехи. Мы знаем, сколько в истории было случаев, когда убийцы, раскаявшись, становились впоследствии святыми людьми. Главное, чтобы человек покаялся и начал прилагать усилия для измения своей жизни.
- Можно ли научиться не обижать, не обижаться и прощать обиды?
- Такой опыт есть у святых отцов, которые учились не обижаться и не обижать других. Во-первых, чтобы не обижать других, надо в первую очередь увидеть в другом человеке себя. Не делай человеку того, чего себе не желаешь, или делай человеку то, что желаешь, чтобы сделали тебе. Это первый шаг. А второй шаг - видение себя со стороны. Зачем обижаться на грешника, если ты видишь, что ты сам есть самый последний грешник?
А как прощать обиды? Научиться бороться со своим самолюбием и со своей гордыней. Ведь чаще всего мы обижаемся на всякие пустяки из-за того, что мы гордые. Если кто-то заметил во мне неправду, сказал мне об этом и начинает меня исправлять, то я вместо того, чтобы исправляться, начинаю гневаться, обижаться, раздражаться и возмущаться. И в этот момент нужно научиться молиться, то есть призывать Бога на помощь. Один раз, второй, третий, а потом это войдет в навык, и человек перестанет обижаться. Наоборот, он научится приносить людям радость, сочувствовать им и радоваться вместе с ними.
Фото: Геннадий Алексеев
Прощеное воскресенье
В Прощеное Воскресенье Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|