Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Кажется, совсем недавно закончился Рождественский пост, пролетели святки, ночные купания в "иордани", крещенские морозы, началась "обычная" церковная жизнь. И вот уже в один из воскресных дней после Божественной Литургии батюшка, объявляя, как обычно, расписание богослужений на предстоящей седмице, сообщает своей пастве, что следующее воскресенье - Неделя о мытаре и фарисее, начинающая подготовку к Великому посту.
И при всей нашей усталости, озабоченности житейскими, всенародными и мировыми проблемами, многие из нас чувствуют некий импульс, встряхивающий нашу жизнь. Точнее, его еще нет, мы только чувствуем его приближение. Вспоминаются ни с чем не сравнимые песнопения приготовительных седмиц: "Покаяния отверзи ми двери…", "Не помолимся фарисейски, братие…", "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…", "Объятия Отчи отверсти ми потщися…", "Помощник и покровитель…" А затем последует "весна души" - Прощеное воскресенье и сам Пост, с долгими службами, поклонами, бесконечными воздыханиями: "Господи и Владыко живота моего…", с этим воистину Великим каноном "Откуду начну плакати…" А там - и "Свет Христов", который "просвещает всех", и "Ныне силы небесныя…", и далее по чину Преждеосвященных... и вся, вся громада этого Великого поста, радостное очищение души, облегчение, просвещение… И уже сейчас брезжит свет в конце туннеля - Страстная и… Пасха, Пасха!.. Красота!..
Скоро, скоро, душа моя, ты окунешься в эту жизнеобновляющую стихию Великого поста, поплывешь, невзирая на искушения (тоже обязательные), в великом церковном корабле к тихому пристанищу святости, к тому дальнему берегу, "идеже правда живет", "идеже празднующих глас непрестанный", где ходят "веселыми ногами", где все друг друга целуют и всю ночь не устают кричать: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"
Да, прекрасная, счастливая жизнь в покаянии и молитве. И даже не хочется сказать: "Скорее бы". Пусть все идет по своему абсолютно правильному духовному чину, веками проверенному и Церковью установленному. Всему придет свое время. Но…
Мы предвкушаем грядущую духовную радость от пребывания в этих святых трудах и чувствах, в переживании духовной жизни. Мы будем ею жить! Но ведь цель-то наша состоит не просто в том, чтобы еще раз, а подчас уже далеко не первый, этот дар Божий вкусить и насладиться им.
Цель состоит в том, чтобы эта жизнь вошла в нас, стала нашей, мы должны стать ее участниками и причастниками. Мы должны не просто насладиться и даже возлюбить эту жизнь, а измениться. Должны стать христианами не по названию, а по истине. Чтобы в нас зазвучало: Авва Отче… закон Твой посреде чрева моего… (Пс. 39, 9) и "не моя воля да будет, но Твоя", и "да святится имя Твое!"
А как обычно происходит у нас? Переживая сердцем святые чувства, мы не пускаем их в глубину нашего сердца. Там, в этой глубине, мы остаемся прежними, какими привыкли быть. И поэтому из-за нашего самолюбия мы не достигаем любви. Мы не достигаем Бога, Который "есть Любовь". Его достигает только пребывающий в любви, ибо таковой пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).
Когда такое Божественное изменение происходит с нами, оно не бывает невидимым ни для нас самих, ни для окружающих, хотя и происходит постепенно и "неприметным образом". Так "не может укрыться город, стоящий на верху горы". Оно происходит на всех планах жизни: дела становятся поступками, слова - исполненными силы, мысли и чувства гнушаются всякой нечистоты и противятся ей, ибо в нас "должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе". А в совокупности это изменение является покаянием, деятельным и истинным, в результате которого мы начинаем "ходить во обновлении жизни", "со страхом и трепетом… проходя поприще духовного подвига, восходя от веры в веру", солью смирения приправляя наше предстояние пред Богом и "верою достигая наконец спасения души".
Посему должно нам настроиться на труд, нацеленный на результат, а не на пребывание в процессе. Должно нам избавиться от нашей скверны, увидеть, что это действительно скверно - то, что мы делаем постоянно, удаляясь от Христа "на страну далече". Увидеть себя не такими, какими воображаем и какими кажемся и себе, и, часто, окружающим, а такими, какие мы есть на самом деле, - нищими, убогими и нагими. Чтобы услышать: "Рабе добрый, благий и верный", - нужно работать как раб, не покладая рук, трудиться и молиться, молиться и не унывать. Ибо Тот, Кто сказал: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), - сказал и: Я с вами до скончания века (Мф. 28, 20). Так устремимся к Нему! Не к себе, а от себя!
Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенской церкви пос. Нудоль
Фото: Евгений Цапенко
О Прощеном воскресенье
Начало Великого поста Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|