Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Ради приготовления к Светлому празднику Пасхи для нашей духовной пользы Церковь установила дни воздержания. Чтобы узреть Воскресшего Спасителя нашего Иисуса Христа, мы должны пройти путем смирения и духовного подвига. И этот путь далеко не исчерпывается только уклонением от скоромной пищи. Мы начинаем строго поститься после Прощеного воскресенья - с нашего взаимного примирения, от чистого сердца простив друг другу обиды и прегрешения. Пусть так поступят дети и взрослые, начальствующие и под началом стоящие, ибо каждому из нас говорит Господь: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).
Святитель Иоанн Златоуст ясно раскрывает нам смысл этих слов: "Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении… не будем же думать, будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяния или великую милость, нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу".
Некоторые люди всерьез полагают, что Прощеное воскресенье является предпочтительным, исключительным и единственным днем для взаимного прощения. Это мнение неверно. Прощать мы должны всегда, и если семь раз в день согрешит против тебя (брат твой) и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему (Лк. 17, 4).
Обычай взаимно просить прощение в последнее воскресенье перед началом Великого поста восходит к традиции древних монастырей православного Востока, который подробно описывается в "Житии Марии Египетской". В воскресенье перед началом первой седмицы поста в монастыре каждому преподавалось Причастие. После перерыва на небогатую трапезу все вновь собирались в храме и творили долгую коленопреклоненную молитву. Затем старцы кланялись друг другу и подходили с поклоном к игумену, прося его благословения на предстоящий подвиг. По окончании этого обряда, во время которого каждый просил у другого прощения, отворялись монастырские ворота, и монахи выходили в пустыню, чтобы там подвизаться в уединенных молитвах и вернуться в Вербное воскресенье. Некоторым из них было суждено встречать Пасху уже в селениях небесных. Поэтому испрошенное прощение было одновременно и прощанием. Неслучайно и сегодня в нашем языке слова "прощать" и "прощаться" - однокоренные. У наших предков в старину перед долгой разлукой также было принято прощаться - прощать друг другу грехи и обиды.
Вступая в Великий пост, мы отправляемся в путь к сияющей гавани Христова Воскресения, сквозь мирское море бушующих страстей. Для того, чтобы не погибнуть в темной пучине, мы должны без сожаления выбросить за борт душевного корабля свои прегрешения, тяготящие нас обиды и сомнения, напрячь все свои силы и с молитвой устремиться к нашему спасению. Это означает, что все постороннее - развлечения, пресыщение, зависть и ссоры, леность и пустословие - должно быть отринуто. Мы должны вспомнить, что "яко сение, яко цвет время жития течет, что всуе мятемся?" (канон Андрея Критского). Неужели и перед лицом вечности мы дерзнем предстать с нашими земными тяжбами? Послушайте, как грозно предостерегает нас святой Ефрем Сирин: "Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвою… Бог не приимет тебя".
В пост Церковь призывает нас оставить суету и многое попечение, отложить неумеренное веселье и пресыщение, обуздать свой язык и отвратить от мирского свои духовные очи. Православная Церковь заботливо поведет нас спасительной лествицей поста к радостному торжеству своего Возлюбленного Жениха. Будем же прилежно внимать ее святым уставам и станем умолять Господа-Царя словами Ефрема Сирина "видеть свои согрешения и не осуждать брата своего". И так потрудившись, после шести недель Четыредесятницы, в службах Страстной седмицы мы увидим Божественные Страдания Христовы. А вслед за этим, в полуночном начале дня грядущей Пасхи, Матерь-Церковь возвестит нам ликующую весть о Воскресении Христовом из мертвых, о попрании смерти Его смертью, о даровании жизни сущим во гробе. Постараемся же во время поста познать свои грехи, исправить нашу жизнь и малыми добрыми делами испросить у Господа Его неизреченные великие милости!
Игумен Тихон (Полянский),
настоятель Троицкого храма в с. Захарово Клинского района
Фото: Татьяна Сазонова
О прощении и Прощеном воскресенье
В Прощеное Воскресенье Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|