Автор: священник Анатолий Трушин
«Один из последователей традиций Новой русской музыкальной школы, композитор, дирижер, пианист, педагог и мемуарист, Черепнин по праву занимал видное место в русском музыкальном искусстве своего времени… Его блестящая, изысканная, исполненная неожиданных колористических красок и тембров музыка поражала современников своей смелостью и новизной».
О.М. Томпакова
Николай Николаевич Черепнин родился 3(15) мая 1873 г. в Петербурге. Отец будущего композитора, Николай Петрович Черепнин, врач по профессии, был человеком незаурядного ума и наряду с медициной живо интересовался литературой и искусством. Он имел обширные знакомства в кругах петербургской художественной интеллигенции, был лично знаком с Александром Николаевичем Серовым1, Модестом Петровичем Мусоргским, Федором Михайловичем Достоевским. «С артистической средой отец соприкасался через своих пациентов, среди которых было немало выдающихся музыкальных и театральных деятелей.
В гостеприимном доме его коллеги, доктора Е.А. Головина, отец приобщался к царившему там культу Мусоргского. Творец «Бориса Годунова» охотно исполнял на этих вечерах свои «новинки» и вдохновенно музицировал», – вспоминал позднее Николай в своих дневниках.
Музыкальные способности Николая Николаевича выявились уже в раннем возрасте. Его первым музыкальным учителем стала сестра отца Олимпиада Петровна, хорошо игравшая на рояле. Дальнейшие занятия музыкой были связаны с гимназическими годами. В 1883 г. Черепнин поступил в 6-ю Петербургскую гимназию, во главе которой стоял филолог и музыкант Дмитрий Николаевич Соловьев. Он создал в гимназии хор и оркестр из учащихся, которыми руководил дирижер и органист Мариинского театра Игнатий Касперович Воячек2.
В 1891 г. Николай окончил гимназию и, уступая настояниям отца, поступил на юридическое отделение Петербургского университета.
Среди его сокурсников оказались будущий художник Игорь Эммануилович Грабарь3 и дирижер Александр Борисович Хессин4. Осенью 1893 г., не оставляя занятий в университете5, он поступил в Петербургскую консерваторию в класс фортепиано профессора Карла Карловича Фан-Арка6. Вскоре Черепнин понял, что его настоящее призвание – не концертная эстрада, а композиция. Оставив класс Фан-Арка, он сдал экзамены на композиторское отделение Петербургской консерватории и был принят в класс известного в то время композитора и музыкального писателя Николая Феопемптовича Соловьева7. Но Николай Николаевич мечтал о занятиях под руководством Римского-Корсакова: «После долгих колебаний и волнений я решился наконец предстать перед Римским-Корсаковым, захватив с собой кое-какие сочинения… Николай Андреевич прослушал все очень внимательно, побеседовал со мной на кое-какие музыкальные темы и... сказал, что он примет меня в свой класс после того, как я получу от моего прежнего профессора согласие на переход из его класса». Так как Соловьев не возражал, Черепнин в 1894 г. стал учеником Римского-Корсакова.
Известный в музыкальных кругах Петербурга как отличный пианист-ансамблист, юный композитор еще в консерваторские годы сблизился с популярным скрипачом и музыкальным критиком Виктором Григорьевичем Вальтером8, с которым часто выступал в концертах. Благодаря Вальтеру Черепнин стал бывать на «пятницах» петербургской Академии художеств, на которых нередко звучала музыка. На одной из таких «пятниц» состоялся его дирижерский дебют9.
В мае 1898 г. композитор окончил Петербургскую консерваторию, пройдя весь курс за четыре года и, вплоть до 1921 г., вел активную творческую жизнь как композитор10 и дирижер. Являясь последователем своего педагога Николая Римского-Корсакова, он воспринимал все новые веяния в музыке. Первые его произведения были напечатаны уже в год выпуска: «6 романсов для меццо-сопрано» (op. 1), «Прелюдия к пьесе Принцесса Грёза» (op. 4), «Песнь Сафо» (op. 5). Некоторые исследователи склонны считать, что лучшие произведения композитора были написаны им в период до 1921 г., во времена композиторского союза с группой «Мир искусства». Потому его имя часто связывают с балетным жанром и творчеством балетной труппы Сергея Дягилева в Париже.
Огромен вклад Черепнина и в музыкальную педагогику. В 1905–1917 гг. он преподавал дирижирование в Петербургской консерватории (с 1909 г. в качестве профессора). Среди его учеников этого периода были Николай Борисович Обухов11 и Сергей Сергеевич Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений.
В период с 1918 по 1921 гг. Николай Николаевич являлся директором Тифлисской консерватории. В 1921 он вместе с семьей переехал во Францию, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 г. благодаря его стараниям в Париже открылась Русская консерватория, которую он возглавил. С 1937 г. он также направлял деятельность Попечительского совета издательства «М.П. Беляев в Лейпциге». Однако в полной мере Черепнин не сумел прижиться вдали от Родины и завоевать себе там достойное место в современном музыкальном искусстве.
Внутренний настрой композитора определил и тот факт, что советская власть начала работу против «врагов страны». Долгие десятилетия имя композитора умалчивалось и не появлялось на театральных и концертных афишах, сочинения его не издавались. В этом он разделил судьбу многих других русских художников, после революции оказавшихся за рубежом. Заметен и упадок его творческой композиторской активности. В то же самое время написанные им в 1930-х гг. оперы «Сват» (по пьесе Александра Николаевича Островского12 «Бедность не порок») и «Ванька-ключник» (по одноименной пьесе Фёдора Кузьмича Сологуба13) – интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX в.
В конце 1930-х гг. Францию оккупировали войска фашисткой Германии, из-за чего семья Черепниных, и так находившаяся уже на грани нищеты, оказалась просто в катастрофическом положении14. Кроме диаспоры грузин-эмигрантов, почитавших Черепнина за исключительные заслуги перед грузинской музыкальной культурой и время от времени материально поддерживавших его, помощи ждать было неоткуда.
Весной 1944 г. был организован в Парижском зале Плейель концерт грузинской музыки. На этом же концерте было представлено новое произведение Николая Николаевича – «Грузинские погребальные песнопения» для оркестра, посвященные памяти Мелитона Андреевича Баланчивадзе15 и Захария Петровича Палиашвили16.
26 июня 1945 г. Николай Николаевич Черепнин скоропостижно скончался от сердечного приступа в своей квартире. Его похоронили на русской части кладбища Сент-Женьев де Буа близ Парижа.
Характеризуя жизнь и творчество композитора, хотелось бы привести высказывание известного музыковеда, кандидата искусствоведения, а также автора множества статей о русских композиторах Ольги Михайловны Томпаковой: «Черепнин прошел сложный и неоднозначный творческий путь, охвативший почти половину века. Воспитанный в традициях русской классики, восприняв всю сумму идей и художественных достижений Новой русской музыкальной школы, он был, пожалуй, одним из самых передовых по своим устремлениям композиторов, пришедших в русскую музыку после Глазунова и Лядова, одновременно со Скрябиным и Рахманиновым, но до начала активной деятельности Стравинского и Прокофьева. Многие сочинения Черепнина ориентированы на традиции Новой русской музыкальной школы, но еще большее число из созданных им произведений направлены в сторону новых художественных течений рубежа XIX и XX вв. – к явлениям русского литературного символизма, французского поэтического и музыкального импрессионизма, к новым исканиям в области театра и живописи. Поэтому стиль Черепнина – очень яркий, самостоятельный, выпуклый – состоит как-бы из смешения воедино традиций и новаторства, где старое неизменно оказывается благодатной почвой для прорастания нового. Не случайны поэтому замечания Асафьева о Черепнине как о художнике «непроторенных путей и доброго почина». Нельзя не отметить также новизну завоеваний Черепнина в области вокальных форм и жанров, его вклад в сокровищницу русского романса, который представлен в его творчестве в самом широком диапазоне – от жанра скромного бытового романса до развитых вокальных циклов и вокальных «серий», объединяющим началом для которых является стремление показать средствами музыки образный характер и стиль того или иного поэта. С именем Черепнина связано развитие такого характерного для искусства XX века явления, как жанр «стихотворения с музыкой».
* * *
По приглашению в 1899 г. Антона Степановича Аренского Николай Черепнин заведовал оркестровым классом Придворной певческой капеллы и хорошо представлял себе нужды современного ему церковного пения. И хотя, как композитор светский, он более тяготел к музыке симфонической, к сочинению композиций на духовные тексты он относился с особым трепетом и не мог остаться в стороне от нового течения в русской духовной музыке, захватившего внимание ведущих русских композиторов.
«Отец верил в Бога, любил Церковь, – вспоминал позднее сын Николая Черепнина Александр. – Митрополит Евлогий (Георгиевский) был его близким другом и подсказывал ему, на какое слово в богослужебном тексте лучше всего сделать музыкальный акцент».
Ранние духовно-музыкальные опусы Черепнина сразу заняли свое место в концертной практике. Уже в 1909 г. Александр Васильевич Никольский в своей статье «Духовные концерты и их задачи» упоминает имя Черепнина среди «главных представителей нового течения в русской церковной музыке – гг. Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Калинникова, Панченко, Черепнина и др.», которым, по его словам, отдавалось «явное предпочтение» в концертных программах. Сам композитор предполагал исполнение своих духовно-музыкальных сочинений и на клиросе, о чем свидетельствуют примечания в изданных нотах, но сложность музыкального языка, предполагающая высокопрофессиональное мастерство хористов, ограничивало возможность широкого употребления в церкви некоторых из его композиций.
__________
1 Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820 – 20 января (1 февраля) 1871) – русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.
2 Воячек Игнатий Касперович (22 ноября 1825 – 28 января (10 февраля) 1916) – музыкальный теоретик, родился в 1825 г. в Моравии. Посвятив свою деятельность изучению чешской народной музыки, Воячек собрал много чешских народных песен, легенд и танцев. В 1857 г. Воячек прибыл в Петербург и поступил на должность военного капельмейстера, а впоследствии в оркестр Михайловского театра. Воячек был также одно время органистом итальянской оперы. В 1862 г. приглашен в Санкт-Петербургскую консерваторию преподавателем элементарной теории, а в 1866 г. назначен профессором оркестровки.
3 Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) – русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
4 Александр Борисович Хессин (1869–1955) – российский музыкальный деятель, композитор и дирижёр, музыкальный педагог, впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР.
5 Который он в итоге окончил со званием кандидата права в 1895 г.
6 Карл Карлович Фан-Арк (28 августа 1839 – 11 августа 1902) – российский пианист, музыкальный педагог голландского происхождения. Сын органиста голландской церкви в Санкт-Петербурге.
7 Николай Феопемптович Соловьёв (27 апреля (9 мая) 1846 – 14 (27) декабря 1916) – русский композитор, музыкальный критик и педагог.
8 Виктор Григорьевич Вальтер (1865–1935) – русский скрипач, концертмейстер Императорской русской оперы в Петербурге в 1890–1915 гг.
9 Николай Черепнин исполнил с оркестром Мариинского театра «Струнную серенаду» Чайковского.
10 Творчество композитора довольно обширно. Среди оркестровых сочинений Черепнина (2 симфонии, Симфониетта памяти любимого учителя Николая Римского-Корсакова, симфоническая поэма «Судьба» (по Эдгару Алану По), Вариации на тему солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка», Концерт для фортепиано с оркестром и др.) наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд «Принцесса Греза» (по Э. Ростану), симфоническая поэма «Макбет» (по Вильяму Шекспиру), симфоническая картина «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице), Драматическая фантазия «Из края в край» (по одноименному стиху Федора Тютчева), «Сказка о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин). Многого достиг Черепнин в кантатно-ораториальном жанре («Песнь Сафо» и ряд духовных сочинений a-cappella, в т. ч. «Хождение Богородицы по мукам» на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах («Старая песня» на стихи Алексея Кольцова), хоры на стихи поэтов-народовольцев Лиодора Пальмина («Не плачьте над трупами павших борцов») и т.д. Из других сочинений Черепнина следует назвать его замечательную фортепианную «Азбуку в картинках» с рисунками Александра Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырех валторн и другие ансамбли для различных составов. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки («Мельник-колдун, обманщик и сват» Михаила Соколовского, «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского и др.).
11 Николай Борисович Обухов (10(22) апреля 1892 – 13 июня 1954) – русский и французский композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов; разработал собственную систему нотации.
12 Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823 – 2 (14) июня 1886) – русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
13 Фёдор Кузьмич Сологуб, настоящая фамилия Тетерников (17 февраля (1 марта) 1863 – 5 декабря 1927) – русский поэт и писатель, драматург, публицист. Один из виднейших представителей символизма, охватившего всю Европу.
14 Заработки стали крайне редки и скудны. Иногда из беляевского издательства в Лейпциге поступали небольшие гонорары до тех пор, пока юрист издательства не был арестован немцами за поддержку русских и не выслан в Финляндию. В семье Черепниных постепенно распродали все, что представляло хоть какую-то ценность. Дело дошло даже до того, что зимой для растопки печки пришлось пожертвовать многими рукописями, в том числе и партиями Симфониетты в первоначальной редакции.
15 Мелитон Антонович Баланчивадзе (24 декабря 1862 (5 января 18630) – 21 ноября 1937) – грузинский композитор. Отец знаменитого хореографа Джорджа Баланчина и композитора Андрея Баланчивадзе.
16 Захарий Петрович Палиашвили (1871–1933) – грузинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, крупнейший представитель грузинской классической музыки, народный артист Грузинской ССР.
Список использованной литературы:
- Асафьев Б.В. Этюд о Черепнине. Последние произведения. Л.: Музыка, 1945.
- Артемова Е.Г. Духовные песнопения Н.Н. Черепнина. Тамбов: Грамота, 2013.
- Гуляницкая Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
- Дейкун Л.К. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Николая Черепнина. М., 1994.
- Томпакова О.М. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1991.
- Черепнин Н.Н. Воспоминания музыканта. Л.: Музыка, 1976.
Источник: mepar.ru
Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения
Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: к 80-летию со дня мученической кончины композитора Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|