Автор: священник Анатолий Трушин
«Пока жив Александр Дмитриевич, жива русская музыка:
он владеет русским голосоведением
и доведет свое уменье до высшего мастерства».
Из воспоминаний Н.А. Римского-Корсакова
Александр Дмитриевич Кастальский родился 16 (28) ноября 1856 г. в семье московского священника и магистра богословия Димитрия Ивановича Кастальского1. В семье Кастальских было девять детей, пятеро из которых были мальчиками. Но никто из сыновей священника Димитрия так и не пошел по стопам своего отца: четверо пошли по технической линии, а Александр решил посвятить себя музыке и поступил в Московскую консерваторию.
Из воспоминаний самого Александра Кастальского мы знаем, что особой тяги к знаниям, да и к самой музыке у него в детстве не было: «отец, не замечая за мной особого влечения к музыке, поместил меня во Вторую московскую гимназию, где я учился с грехом пополам. Но моя мать, бойко игравшая на фортепиано, а в юности певшая и регентовавшая в институтском церковном хоре, вероятно, заметила во мне некоторое музыкальное дарование, так как пробовала учить меня на фортепиано и заставляла петь варламовские и гурилевские романсы и песни. Один из моих многочисленных дядей, большой любитель народных песен, просвещал и меня по этой части. Если прибавить посещение церковных служб с певчими (помню начало одного пасхального концерта, где басы начинали: «Днесь усяка плоть веселится...») да колокольный звон, – то этим, кажется, и исчерпывались мои музыкальные впечатления и художественное образование в период 8–18-ти лет. Помню, я что-то пилил на двухрублевой скрипке, дудел в какие-то дудки; любил играть на гребенке, натягивая на нее бумажку (под руководством вышеупомянутого дяди), а также неизменно таперствовал по слуху на семейных вечеринках. Пробовал и сочинять (что - хорошо не помню), причем необходимые теоретические сведения почерпал из какого-то старинного отцовского энциклопедического словаря. Но эти занятия были так, между прочим: я увлекался химией, чтением сельскохозяйственных книг и, по окончании гимназии, собирался поступить в Петровскую сельскохозяйственную академию.
Поворот на музыкальную дорогу произошел совершенно неожиданно: одному из консерваторских преподавателей, П.Т. Коневу, случилось как-то в гостях услыхать мою импровизацию на фортепиано (1874 г.). Он стал склонять меня к поступлению в консерваторию, часто зазывал к себе, играл мне Бетховена, Шопена, Шумана, заставлял меня прелюдировать за фортепиано и... я поверил в свои музыкальные способности2».
В период с 1876 по 1881 гг. Кастальский учился в Московской консерватории3. Теорию музыки он проходил под руководством П.И. Чайковского, Н.А. Губерта и С.И. Танеева. Но, несмотря на консерваторские уроки, Александр Дмитриевич по большей части занимался самообразованием. Из его автобиографии мы знаем о том, что и музыка была ему не особо в радость: «Не скажу, чтобы я чересчур увлекся музыкой, поступив в Московскую консерваторию (1875 г.). Мои дарования никем, кроме Конева, особенно замечены не были, да и сам я проходил курс не борзо, одолевая науку не без труда; не прочь был при случае и увильнуть от уроков (ходить в консерваторию приходилось пешком и далеко, иногда по два раза в день). Фортепианными упражнениями надоедал домашним. Помню, одно лето перенесли мою рояль в садовую беседку; погода стояла жаркая, и я упражнялся, наливая себе за ворот воды для прохлады.
Мое музыкальное развитие заключалось, главным образом, в слушании симфонических концертов и репетиций к ним; помогал в оркестре, играя в группе ударных. Зарабатываемые уроками небольшие деньжонки я нередко тратил на покупку партитур исполняемых сочинений. Изучал «Руслана», симфонии Бородина, оркестровое «Садко» Римского-Корсакова, сборники песен Балакирева, Мельгунова. Думаю, что этим путем развил себя больше, чем консерваторскими задачами. К классикам особого тяготения не имел.
П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Н.М. Данилин
в группе второго выпуска хорового подотдела. Май 1926 г.
Припоминаю в этом же периоде хорошее исполнение хором Сахарова Литургии Чайковского, которая, при моем тогдашнем тяготении к бородинско-мусоргско-корсаковско- балакиревскому направлению, не произвела на меня особого впечатления. Вообще, в церковной музыке был полным профаном, хотя и чувствовал эффекты хоровой звучности.
Несколько позднее я имел счастливый случай познакомиться с образцовым ведением хорового дела, посещая репетиции хора Большого театра под управлением У.О. Авранека. И здесь, на спевках духовных концертов, впервые познакомился с Турчаниновым, Есауловым, Львовым, концертами Бортнянского и прочим».
В 1883 г., вернувшись с военной службы из 3-й батареи 1-й гренадерской артиллерийской бригады имени Его Высочества Карла Прусского в Кремле, будущий композитор решил начать трудовую карьеру на ниве народного образования и отправился служить учителем в провинциальный город Козлов. Там он занимался музыкально-просветительской деятельностью, преподавал в железнодорожном Техническом училище, организовал хор и оркестр из рабочих и служащих. Тогда же создал свои первые сочинения (дуэты для виолончели с духовыми инструментами, наброски оперы «Мцыри», впоследствии уничтоженные, и др.). В 1884 г. Александр вернулся в родную Москву и некоторое время занимался музыкой с рабочими Прохоровской Трехгорной мануфактуры – одного из самых крупных в те годы в России предприятий по производству тканей. В то же время он давал уроки музыки в московских городских школах, делал различные аранжировки и руководил несколькими любительскими хорами.
С 1887 г. Александр Дмитриевич был приглашён4 в Московское Синодальное училище церковного пения в качестве преподавателя фортепиано5. С 1891 г. Кастальский – исполняющий обязанности помощника регента Синодального хора. В 1897 г. он становится помощником регента, с 1901 г. – исполняющим обязанности регента, а с 1903 г. – вторым регентом. Всё это время, до октября 1907 г., главным регентом и руководителем Синодального хора был Василий Сергеевич Орлов6. Кастальский же был руководителем хора с октября 1907 г. по февраль 1910 г., когда его на этой должности сменил Николай Данилин. С этого же года Кастальский становится директором Московского Синодального училища.
Александр Дмитриевич попал в Синодальное училище и Синодальный хор накануне их реформирования, целью которого было создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением и изданием древних церковных роспевов, обработкой их в духе русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. В стенах Синодального училища церковного пения Кастальский и сложился как родоначальник нового направления в русской духовной музыке, основанного на развитии древних обиходных роспевов и традиций народного пения. Но до того, как он смог сказать новое слово в деле обработок и гармонизаций древних церковных песнопений и роспевов, им уже были предприняты первые такие попытки. Однако эти пробы были найдены неудовлетворительными, так как в этот период7 главенствовало мнение С.И. Танеева, что церковные мелодии надо не гармонизовать, а контрапунктировать по образцу западных мастеров XV-XVI вв. Кастальский подобной техники не имел, хотя и пробовал иногда применять разные контрапунктические методы к православным песнопениям. Позже найденный подход Кастальского к обработке древних церковных роспевов стал для большинства музыкантов бесспорен. Его сочинения вдохновили многих композиторов на творческие поиски. В их числе был и Сергей Васильевич Рахманинов.
Известно, что пути этих композиторов часто пересекались: оба были москвичами, оба – выпускниками Московской консерватории, оба испытали сильное влияние С.В. Смоленского8. Известно и то, что Рахманинов на рубеже веков был свидетелем триумфа духовной музыки Кастальского. В 1903 г., накануне первого авторского концерта старшего коллеги, Рахманинов получил от него ноты кондака «Со святыми упокой» и икоса «Сам Един» с надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Такое вдохновение пришло к Рахманинову через семь лет, когда летом 1910 г. он принялся за сочинение Литургии, обратившись за советами к Кастальскому. Прозвучавшая впервые 25 ноября 1910 г. в исполнении Синодального хора Литургия принесла Рахманинову заслуженную славу.
Неоднократно посещавший Москву церковный композитор протоиерей Михаил Лисицын писал: «Что такое Синодальный хор? Мне кажется, он прямое музыкальное воплощение Москвы и московского Успенского собора. Что он вырос из пения «попов» Успенского собора и представляет его культурное продолжение – это может видеть всякий. Зайдите в Успенский собор к службе в будний день, и вы будете перенесены в XVII век. Вы услышите унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры, брошенными аккордами. Поют одни священники, все басы. Пение схоже со старообрядческим (там тоже XVII век), но есть и разница: нет той гнусавости, более чистое произношение. Но все же XVII век. Манера пения Синодального хора имеет корень тут. Творчество его корифея А.Д. Кастальского развилось из этого зерна. <.. .> Манера гармонизации у г. Кастальского подголосочная, безалаберность, по местам московская, как в живописной орнаментике Василия Блаженного. Точно снопы искр мечутся у него иногда звуки безалаберно, во все стороны, но в этом есть своя красота, свое единство».
Необычайно деятельный и умный, Кастальский сумел привести Синодальное училище церковного пения в цветущее состояние. Синодальное училище представлялось ему «единственной и совершенно оригинальной народно-художественной музыкальной академией церковного и вообще хорового пения». В 1910–1913 гг. Синодальный хор покорил Европу своим мастерством и красотой русского церковного пения. Итальянские газеты называли его концерты «праздником искусства».
Как теоретик музыки, Кастальский специализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально – в последний, советский период своей жизни. Учёный настаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от «школьно-композиторской практики» (по-видимому, следует понимать – независима от западноевропейской, классико-романтической практики композиции), что она «покоится на других, своих основаниях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы, и её богатства, и расположении голосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения». При том, что Кастальский категорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он тем не менее анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терминов западноевропейской тональной гармонии, находя в русской народной песне «мажор с повышенной IV ступенью» (вместо лидийского), «минор с низкой II ступенью» (вместо фригийского) и т. п. Своё представление о «народной» музыкальной системе Кастальский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса «русской гармонии на народно-национальной основе».
После революции Кастальский, пытаясь спасти училище, идет к Луначарскому9 и даже находит у него понимание. Но его ставят перед выбором: либо полный развал училища (что произошло с Синодальным хором), либо перевод его в ведение Наркомпроса и, соответственно, реформирование. В 1918 г. училище было преобразовано в Народную хоровую академию. Но церковной музыке Кастальский всё равно не изменил. В одной из своих статей 1918 г. он писал: «Помимо широкого изучения народной песни и музыки, тесно связанных с обиходными напевами, церковный художник должен быть хорошо осведомлен в русском народном искусстве вообще, чувствовать связь между различными его отраслями, угадывать цельность всего храмового искусства; должен знать подробности и архитектурного национального стиля (церковного в частности) с его символикой, разбираться в школах и эпохах русской иконописи, ее идеях и воплощениях, отличать свое от наносного извне и во фресках, и орнаменте, и одеяниях, и утвари. Впитать в себя образцы словесного народного творчества, знать народный быт, обряды и прочее, словом, проникнуться идеями народности в широком объеме. В своей специальной области, помимо знания напевов, порядка церковных служб, устава, ритуала, поэтического содержания богослужебных текстов, ему придется разбираться в вопросах церковно-художественных, различать церковно-музыкальные настроения, знать или, вернее, чувствовать, что соответствует храмовому искусству и что не подходит, словом, усвоить церковный стиль. Думается, что такой специальной подготовкой можно воспитать русских художников для нашей церковно-музыкальной нивы. Общеконсерваторское образование при этом не только не будет помехой, но, напротив, поможет им ярче оттенить музыкально-национальные особенности церковного стиля и вообще русского народного склада».
Пять лет спустя академию соединили с консерваторией, и жильцы Синодального дома стали ее преподавателями. Между тем, несмотря на всеобщее уважение людей, Александра Дмитриевича тоже начали притеснять
и его «уплотнили» (в его квартиру въехали инженер и литератор, ее приходил смотреть рабочий, отец пятерых детей). Кастальский и его семья голодали, выручала лишь помощь Рахманинова из-за рубежа10. Благодаря этому «долларовому баловству», как говорил сам Кастальский, на столе иногда появлялся сыр и другие, ставшие деликатесными, продукты.
17 декабря 1926 г. Александр Дмитриевич Кастальский умер. До самой своей смерти Кастальский, прозванный в творческой среде «красным профессором», писал заказанные ему церковные песнопения. Под подушкой Кастальского было найдено последнее его сочинение, которое он писал уже будучи на смертном одре – «Во Царствии Твоем».
Вспоминая последние дни и отпевание великого композитора, музыковед Е.Н. Лебедева писала, что при одной из встреч Кастальский «сказал Данилину, но так, чтобы кроме него никто этого не мог слышать: «Ты меня отпой». Тут же были и Наталья Лаврентьевна, и сын А.Д., но этого не слыхали. Данилин совершил положительно подвиг, исполняя волю покойного. Он первый пропел панихиду у гроба А.Д., позвал духовенство, пел заупокойные сочинения Кастальского, провел все отпевание. И когда после отпевания понесли гроб к консерватории и затем к бывшему Синодальному училищу, квартире А.Д., то старые «синодалы» мощными голосами пели по улице «Святый Боже», пели почти до кладбища с перерывами, и при опускании гроба в могилу раздавалась далеко «Вечная память». Словом, ученики сплотились у свежей могилы дорогого учителя на Новодевичьем кладбище и дали друг другу слово продолжать его дело, сплотиться и организовать музей его имени в его комнате».
Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Светлана Георгиевна Зверева следующими словами характеризует жизнь и творчество Александра Дмитриевича Кастальского: «Действительно, творчество
Кастальского не оставляет равнодушными тех, кто открыт к русскому музыкальному наследию и к русскому мелосу, поскольку Кастальский и роспев, Кастальский и русская музыкальная интонация – это синонимы.
Диапазон задач, которые ставил перед собой Александр Дмитриевич, очень широк. В его наследии есть сочинения, предназначенные для парадных и рядовых богослужений, для профессиональных и любительских хоров, для смешанных и однородных составов, для концерта и храма. Однако в духовно-музыкальном наследии Кастальского нет «общих» или слабых мест. Даже самые скромные задачи композитор выполнял безукоризненно и с великолепным чувством стиля».
Точное число работ Александра Дмитриевича Кастальского не установлено. В начале XX в. было опубликовано и перечислено в каталоге П.И. Юргенсона 73 духовных хора. В начале XXI в. исследователи располагают сведениями уже об около 150 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.
***
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Александра Дмитриевича Кастальского «Милосердия двери». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.
Это песнопение является не только обработкой нескольких знаменных попевок, соединенных им в одно целое, но и одним из первых его удачных сочинений на церковно- музыкальном поприще, которое вошло в репертуар многих церковных хоров. И именно это сочинение по выбору Степана Смоленского, который в 1901 г. был назначен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге, «прозвучало перед святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он пришел в величайшее умиление и горячо молился, слушая «Милосердия двери» Кастальского11».
Источник: www.mepar.ru
Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения (Часть 2)
1 Получив степень магистра богословия за работу «О домашнем употреблении Библии у славян», Дмитрий Иванович в 1848 г. был принят на службу в Московскую духовную семинарию, где преподавал патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. В декабре 1851 г. митрополит Московский Филарет рукоположил его в священный сан и назначил священником Николаевской церкви при Московской духовной семинарии. С 1853 г. отец Димитрий служил в разных московских храмах и был верным помощником и сподвижником святителя Филарета. После его смерти отец Димитрий основал епархиальное женское Филаретовское училище. Открытие его состоялось в 1875 г. Известный московский священник, проповедник и духовный писатель, отец Димитрий окончил свои дни 26 ноября 1891 г., будучи настоятелем Казанского собора на Красной площади.
2 Александр Дмитриевич Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке.
3 Завершил курс консерватории Кастальский уже много лет спустя экстерном - в 1893 г. в композиторском классе С.И.Танеева, сдав экзамен на звание свободного художника.
4 Александр Кастальский поступил в преподаватели Синодального училища по рекомендации своего консерваторского профессора Петра Ильича Чайковского. Несмотря на признание Кастальского, что он отнюдь не относился к самым прилежным ученикам Чайковского и «не прочь был при случае увильнуть от уроков», Петр Ильич безошибочно определил его дарование как талант духовного композитора.
5 В последующие годы Кастальский вел также сольфеджио, контрапункт свободного стиля, музыкальные формы, народную музыку, обычное пение, методику церковного пения, уставное пение.
6 Василий Сергеевич умер 10 ноября (23 ноября) 1907 г.
7 До 1890-х гг.
8 Собственно говоря, Степан Васильевич Смоленский и являлся той путеводной звездой, которой и начал руководствоваться, после своих неудачных попыток обработок роспевов и песнопений, Александр Кастальский. Результаты деятельности Смоленского в Москве превзошли все ожидания. В созданной им атмосфере громадного пиетета перед церковно-певческим наследием родилось композиторское направление, деятелями которого стали многие преподаватели и ученики Синодального училища.
9 Анатолий Васильевич Луначарский (11 [23] ноября 1875 - 26 декабря 1933) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
10 Именно к С.В.Рахманинову обратился А.Д.Кастальский с просьбой найти ему место, чтобы уехать из России. В 1924 г. появилось предложение о работе преподавателем музыки в Антиох-колледже в штате Охайо, но Кастальский, к тому времени уже тяжело больной, не смог его принять.
11 С.Г.Зверева. Александр Дмитриевич Кастальский: судьба церковного композитора на переломе эпох.
Список использованной литературы
- Асафьев Б.В. А.Д.Кастальский: Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1910.
- Асафьев Б.В. [подписано B'А.Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения: Нотография. М., 1916.
- Беляев В.М. Основы народного многоголосия. М., 1948.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Выпуск 1. М.: «Советский композитор», 1974.
- Зверева С.Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. М.: Вузовская книга, 1999.
- Зверева С.Г. А.Д.Кастальский // История русской музыки: в 10-ти томах. Том 10А. М.: Музыка, 1997.
- Зверева С.Г. Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка. М.: 2006.
- Зверева С.Г. Александр Дмитриевич Кастальский: судьба церковного композитора на переломе эпох. Электронный ресурс.
- Кастальский А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке. // Музыкальный современник, М., 1915, №2.
- Кастальский Александр Дмитриевич. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Компанейский Н.И. А.Д.Кастальский. По поводу 4-го выпуска его духовно-музыкальных сочинений. // Русская музыкальная газета, М., 1902, №13-14.
- Липаев И. О концерте Синодального хора. // Русская музыкальная газета, М., 1898, №4.
- Особенности народно-русской музыкальной системы. М. - СПб., 1923.
- Финдейзен Н.Ф. Синодальное училище церковного пения в Москве. // «Русская музыкальная газета», М., 1898, №4.
Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: Священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.
Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|