Автор: Священник Анатолий Трушин
Знаменитый регент Синодального хора (1910–1918), главный дирижер государственного хора СССР (1937–1939), профессор (1923–1934) и заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории (1941–1945) Николай Михайлович Данилин был яркой личностью и необыкновенно одаренным музыкантом. Именно с его именем связан расцвет русской хоровой культуры начала XX века.
Николай Михайлович родился 21 ноября 1878 г. в Москве. Его отец, происходивший из рода крестьян села Мягкого бывшей Тобольской губернии, работал на картонной фабрике, а мать на чулочной.
По окончании Московского городского училища в 1890 г. его принимают во 2-й класс Московского синодального училища1. Уже в первые годы учения Василий Орлов заметил Николая среди других воспитанников, и вскоре он становится одним из первых солистов.
Его однокурсниками и друзьями были П. Чесноков и А.Хохлов. Но, пожалуй, одним из самых близких друзей Данилина стал Сергей Васильевич Рахманинов. Единые взгляды на жизнь, родство темпераментов, постоянное творческое общение взаимно обогащало друзей.
Курс обучения училища он оканчивает 23 мая 1897 г. и получает звание регента и учителя церковного пения. С этого момента начинается его педагогическая деятельность в области музыкально-теоретических предметов в оконченном им же учреждении — Синодальном училище. Одновременно его приглашают преподавателем в Капцовское и Рогожское городские начальные училища, а также в Институт благородных девиц.
1 сентября 1901 г. Николай Михайлович становится преподавателем сольфеджио, обычного и церковного пения, чтения хоровых партитур. В эти годы у него возникает творческое содружество с Александром Кастальским и Виктором Калинниковым, преподававшими также в Синодальном училище.
В свои 24 года Данилин становится помощником регента Синодального хора и продолжает учиться в Филармоническом высшем музыкальном училище. Незаурядные способности пианиста позволяют ему в 1907 г. закончить училище по классу фортепиано и композиции с золотой медалью.
С 1910 по 1918 гг. (после смерти Орлова) Данилин является главным регентом Синодального хора. При Николае Михайловиче репертуар Синодального хора составляли близкие ему по духу и темпераменту сочинения московских композиторов, и, прежде всего, Александра Кастальского. Постоянно исполнялись сочинения Сергея Рахманинова, Виктора Калинникова, Павла Чеснокова, Константина Шведова, Александра Гречанинова, Виктора Комарова, меньше — Михала Ипполитова-Иванова, Александра Никольского, Николая Голованова и отдельные произведения прот. Петра Турчанинова, Григория Львовского, Петра Чайковского.
Николай Михайлович был первым регентом, кто смог вывезти Синодальный хор за границу. Концерты в Риме вызвали восторженные отклики многочисленных слушателей2. Правда, его первое выступление прошло в необычной обстановке для исполнителей. Выйдя на сцену, участники хора были поражены пустотой огромного концертного зала, за исключением небольших групп людей. Коллектив с честью выдержал неожиданное испытание, не проявив ни малейшей растерянности, ни тени смятения. Как никогда он был внутренне собран и подчинен воле дирижера. Но это его не утешило: не сумев объяснить своим певцам истинную причину отсутствия публики и оценив эту ситуацию как провал выступления, Николай Михайлович считал себя не оправдавшим оказанного доверия и был в полном отчаянии. Только утренние газеты объяснили произошедшее. Оказывается, первые концерты в Риме принято было тогда посещать только корреспондентам и репортерам. Именно они оповещали широкую публику о достоинствах или недостатках артистов, именно по их рекомендации заполнялись зрительные залы. Первые страницы всех газет пестрели крупными заголовками «Спешите увидеть Московское чудо!». Везде были помещены похвальные рецензии. Исполнители были вознаграждены за свои огорчения. Высокую оценку своего мастерства хор получает и на гастролях в Германии3. Выступлением в Варшаве заканчивается концертная поездка Синодального хора, которая вошла в историю как триумф русского хорового исполнительства.
За время управления Данилиным Синодальный хор активно участвует в жизни Москвы — хор дает концерты, посвященные каким-либо событиям. Одним из них стала премьера «Литургии» Сергея Рахманинова в 1910 г., а спустя 5 лет, 23 марта 1915 г., и его же «Всенощной» в Колонном зале Благородного собрания в Москве.
С 1918 г. Николай Михайлович работает в Хоровой академии, преобразованной из Синодального училища, а с 1923 г. в Московской консерватории. Необходимо отметить и большой его вклад в качестве художественного руководителя и главного дирижера Государственной Ленинградской академической капеллы (1936–1937), а затем Государственного хора СССР (до 1939 г.), после чего он перешел на педагогическую работу в Московскую консерваторию.
В период с 1918 г. по 1924 г. Николай Михайлович вместе с церковным хором переходил из одного храма в другой. Со второй половины 1918 г. до 1919 г. смешанный хор в количестве 20 человек под его управлением пел в церкви Николая Чудотворца «Явленного» на Арбате, в 1919 г. в церкви вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду, где регентовал до 1921 г., а затем в церкви великомученика Георгия в Грузинах. Известно, что в этом храме хор под управлением Данилина исполнял несколько раз Литургию Сергея Васильевича Рахманинова.
В начале октября 1921 г. хор участвовал в службе по случаю юбилея архидиакона Константина Розова в Храме Христа Спасителя. Следующей была церковь святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине, где коллективу довелось потрудиться с 1922 по 1924 гг. без Николая Данилина, он же продолжал работать в храме св. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду с другими коллективами. Позже туда вернулся и его хор. В своей богослужебно-певческой практике Данилин практически всегда руководствовался уставом московского Большого Успенского собора.
20 декабря 1926 г. хор Данилина в составе 30 человек участвовал в заупокойной Литургии и отпевании А.Д. Кастальского в Борисоглебском храме у Арбатских ворот. Последним местом участия хора Николая Михайловича была церковь мученика Трифона в Напрудном (с 28 января по май 1928 г.). К этому моменту Николаю Данилину в категоричной форме было предложено оставить регентскую деятельность, что он (как и многие известные регенты) и вынужден был сделать. С 14 мая 1928 г. Николай Михайлович Данилин церковными хорами больше не управлял.
В 1931 г. в Московской консерватории организована кафедра хорового дирижирования4, на которую был приглашен преподавателем помимо Николая Данилина и его друг по Синодальному училищу — Павел Григорьевич Чесноков.
С 1939 г. Николай Михайлович по состоянию здоровья оставляет исполнительскую дирижерскую деятельность, но продолжает преподавать в консерватории. С 1941 по 1945 гг., до конца своих дней, Николай Михайлович заведовал кафедрой хорового дирижирования и занимался со студентами5.
Данилин умер 6 февраля 1945 г. в Кремлевской больнице после перенесенной операции.
Анатолий Васильевич Ведерников, опубликовавший некролог в «Журнале Московской Патриархии» за март 1945 г., охарактиризовал жизнь, творчество и память Николая Михайловича Данилина следующими словами: «Одухотворенное глубокой верой в Бога, искусство Н.М. Данилина расцветало у самых крайних пределов художественного познания, там, где эстетический опыт преображается в опыт религиозный, в котором молитвенный порыв земли встречает широко отверстое Небо и на крыльях музыки возносится к Престолу Божию. Можно смело сказать, что покойному дирижеру было дано воплотить в Синодальном хоре наивысшую красоту православного пения, в котором «молитвы и славословия Церкви дышат благодатию Пророков и Апостолов» (Филарет Московский), а по выражению св. Иоанна Златоуста «небесный, чарующий голос Святого Писания проникает через слух в душу и заставляет молчать душевные страсти».
Все эти мысли вспыхивали и проносились в сознании в торжественные минуты последнего целования, которое пришли отдать Николаю Михайловичу его многочисленные друзья, ученики и музыкальные соратники в храм Воскресения, что в Брюсовском переулке. В строгом молчании подходил каждый к гробу, напряженно всматривался в угасшее лицо покойного и, простившись с ним, уносил в себе семя размышления о смысле земной жизни и о страшной для рассудка загадке вечности…
В храме, к сожалению, не было сказано надгробного слова. А следовало бы в утешение живым рассказать о том, какой поучительный смысл имела жизнь Николая Михайловича, который начал свою деятельность в этом мире с «Господи помилуй» и перешел в вечность в тот самый час, когда Патриарший хор под управлением В.С. Комарова исполнял в Большом зале консерватории «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» в переложении покойного. Слушали это исполнение Восточные Патриархи, Патриарх Московский и всея Руси и весь состав Поместного Собора Русской Православной Церкви. Слушали с особенным молитвенным настроением, которое, как мы веруем, — облегчило исход души раба Божия Николая из бренного тела в светлое Царство Вечности, «идеже несть болезнь, печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Николай Михайлович Данилин был похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * *
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.
Сам Николай Михайлович считал, что не может писать, потому что у него «в памяти звучат все исполняемые хором произведения, и, следовательно, то, что он напишет, неизбежно будет заимствованием откуда-нибудь, и что ничего нового и более значительного, чем сказано до него, он сказать не сможет. Всего известно 13 духовно-музыкальных сочинений его».
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Николая Михайловича Данилина «Плотию уснув». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора. Известный публицист интернет-сайта радио «Орфей» Раиль Кунафин так характеризует это песнопение: «Разумеется, такой блестящий знаток хора (как Николай Данилин. — прим. авт.), ярко проявил себя и в композиторском творчестве, и это наглядно продемонстрировал хор на текст „Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвигл от тли и упразднив смерть; Пасха нетления, мира спасение“. Построен хор очень эффектно, на контрастном звучании самых низких басов и высоких сопрано… и в то же время — это поразительная по проникновенности музыка».
- По воспоминаниям самого Николая Данилина, мать не хотела отдавать его в училище, говорила, что «все певчие — пьяницы…» «Я взмолился: «Мамка! Отдай меня, тут котлеты дают». Так котлеты «перетянули», уж очень «одолевала бедность».
- После первых концертов римские газеты писали: «…Все хоры, побывавшие у нас в Риме, каждый в своем роде типичен, прекрасен, но такого, как Синодальный хор, мы не слышали! Лучшего хора нет и быть не может…»
- «… К величайшему сожалению, во всей Германии между католическими и протестантскими церковными хорами нет ни одного, который мог бы быть поставлен в сравнение с этим русским хором…»
- Однако студенты воспитывались уже не на знаменном роспеве и даже не на народной песне, которая попала в опалу в начале 1930-х как «пережиток прошлого», а на массовом советском репертуаре. Ушел в прошлое «русский» период отечественной хоровой музыки; начался триумф «советской» хоровой школы. Однако родиться хору, подобному Синодальному, суждено не было. История доказала, что явление такого художественного масштаба могло возникнуть только как результат развития многовековой церковной и народной хоровой культуры.
- О том, каким педагогом был Николай Михайлович, имеется множество воспоминаний учеников. Сохранилось немало таких воспоминаний, которые могут составить отдельное повествование о Данилине-педагоге. Но все же несколько моментов из педагогики Данилина хочется отметить. Данилин не терпел опозданий студентов на свои занятия. И когда однажды один из студентов опоздал на 2–3 минуты на урок, Данилин строго сказал: «Регент должен быть в церкви до звона. Позже ему там делать нечего. Так и тут». И не стал в этот раз проводить занятие. Как-то Николаю Данилину задали вопрос: «Николай Михайлович, почему лучшие традиции бывшей Придворной певческой капеллы сохранились в великолепном исполнении Ленинградской капеллы, а традиции Московского синодального хора утеряны навсегда? Неужели нельзя было сохранить этот коллектив?» Лицо Данилина сразу изменилось. Оно омрачилось гримасой безграничного отчаяния. После долгой паузы он начал медленно говорить: «Вскоре после революции пришли люди в Придворную капеллу и говорят: „До сих пор вы пели „Боже, царя храни!“ и „Господи, помилуй“, а теперь пойте пролетарские массовые песни. Согласны?“ За ничтожным исключением все согласились. Ушло, может быть, всего несколько певчих. С годами мальчиков заменили женщинами. Но фундамент остался. Тогда же предложили и Синодальному хору: „Долой старый репертуар, переключайтесь на новый!“ Большинство певчих отказалось. Слепцы! Что им нужно было? Потом… Потом спохватились. Но прошло уже пять лет. Все было потеряно. Ведь настоящий хор не терпит перерывов, он требует ежедневной работы… Как хотелось начать все вновь! А уже сердце не позволяло…»
Список использованной литературы
- Сборник статей: Памяти Н.М. Данилина. М., 1987.
- Ведерников А.В., Данилин Н.М. Некролог // ЖМП. М., 1945, № 3.
- Григорьева А. В. Наука. История. Образование. Практика муз.оформления богослужения. М., 2002.
- Журавлев В.В. В своем служении он видел высокую цель: Регент и композитор Н.М. Данилин// Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2000–2001. М., 2002.
- Кузина Н. Регент и композитор Н.М. Данилин (1878–1945) // Мир православия. Таллин, 2004, № 1.
- Наумов А.А. Памяти Н.М. Данилина: Письма. М., 1987.
Источник: www.mepar.ru
Фото: www.pravkrug.ru
Василий Николаевич Зиновьев
Автор: Священник Анатолий Трушин
После начала Первой мировой войны Зиновьев пишет кантату «Русь святая идет на войну», а средства от ее издания направляет на нужды фронта
Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Автор: священник Анатолий Трушин
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|