Автор: священник Анатолий Трушин
«Я готов пострадать – даже умереть за имя Христово».
Священномученик Георгий (Извеков)
Священномученик протоиерей Георгий Извеков, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, убитый на Бутовском полигоне 27 ноября 1937 г., был известным в свое время музыкальным теоретиком, духовным и светским композитором. Помимо своих сочинений, Извеков, находясь в этнографических экспедициях от Географического общества, занимался собиранием народных песен не только деревенских глубин Российской Империи, но и стран ближнего зарубежья.
Разнообразие стилистических приемов, применявшихся протоиереем Георгием, свидетельствует о непрерывном поиске новых художественных средств для создания духовной музыки. Потребность пополнять церковный репертуар побуждала его, с одной стороны, к созданию нетрудных для исполнения хоровых образцов обиходного склада. С другой стороны, сознательно стремясь к обновлению музыкального языка церковных песнопений, Извеков оставил немало ярких и выразительных опусов, в которых нашли применение самые разнообразные средства хоровой и гармонической выразительности, соединявшие в себе опыт Московской и Петербургской школ «нового направления».
В имеющихся у нас источниках о музыкальном образовании протоиерея Георгия Извекова практически никаких сведений не сохранилось, но духовно-музыкальные опусы композитора – прямое свидетельство того, что отец Георгий был не просто знаком с музыкальной грамотой, но имел и прекрасное профессиональное образование. Его сочинения сочетают знание традиций русского церковного пения и западноевропейского контрапункта и гармонии1.
Приветствуя дебют Извекова в Петербурге в концерте хора под управлением Александра Андреевича Архангельского 18 марта 1907 г., Николай Иванович Компанейский писал: «Священник Извеков до посвящения своего жил за границей, где получил весьма основательное музыкальное образование, почему работы его не следует смешивать с переложениями наших батюшек и синодальных чиновников. Извеков – настоящий музыкально образованный композитор и сразу должен быть поставлен в ряд с Гречаниновым, Кастальским, Лисицыным и другими им подобными. Изложение его мысли контрапунктическое, а не гармоническое, причем замечается изящный музыкальный вкус, изобретательность и вдохновение. Пока в его работах заметно влияние Гречанинова и Кастальского». Однако поздний выход творческого наследия в свет (предвоенные годы – 1914 и годы безбожной власти) помешали действительно широкому распространению произведений протоиерея Георгия.
* * *
Георгий Яковлевич Извеков родился в Калуге в семье известного церковного общественного деятеля и кандидата богословия, окончившего Московскую духовную академию, – священника Иакова Федоровича Извекова. Роду Извековых, по имеющимся нам сведениям, приходился дальним родственником Святейший Патриарх Пимен (Извеков).
В 1888 г. окончив Калужское духовное училище по I разряду, а в 1894 г. – Калужскую духовную семинарию, Георгий Извеков был направлен для продолжения богословского образования в Киевскую духовную академию, которую успешно закончил в 1898 г. Совет академии рекомендовал его Учебному комитету Святейшего Синода в качестве кандидата на место преподавателя церковной истории и гомилетики в духовных семинариях или любых иных предметов – в духовных училищах.
Однако в 1899 г. Георгий Яковлевич переехал в Прагу, где стал псаломщиком посольской церкви.
Профессиональным музыкантом в семье Извековых первым стал старший брат отца Георгия – Сергей Яковлевич Извеков. Он некоторое время преподавал теоретические предметы в Московской консерватории, опубликовал учебник и несколько духовных композиций2. Но, как мы можем увидеть, в 1900 г. уже и Георгий выпустил сборник «20 народных песен из собранных членами песенной экспедиции Русского географического общества для смешанного хора»3.
В 1902 г. Георгий Извеков женился на Софии Беляевой – старшей дочери ректора Вифанской семинарии протоиерея Андрея Беляева. 4 февраля 1903 г. у Извековых родилась дочь Ксения, около 1905 г. – сын Ростислав и приблизительно в 1908 г. – сын Игорь, погибший на войне.
7 марта 1905 г. композитор перешел преподавателем в Сумское духовное училище, но это назначение было вскоре отменено, так как уже в конце марта его направили псаломщиком в посольскую церковь в Гааге.
В феврале 1906 г. Георгий Извеков был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Санкт-Петербургского институтского храма св. блгв. князя Александра Невского.
21 февраля того же года он был назначен законоучителем в Петербургский Александровский женский институт и преподавателем гимназии, состоявшей под попечительством принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской4.
В 1910 г. священник Георгий был назначен преподавателем и регентом Регентского училища, учрежденного известным композитором Степаном Смоленским в Петербурге тремя годами ранее. В 1913 г. Извеков также числился учителем в Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе.
В период с декабря 1913 г. и вплоть до середины 1916 г. отец Георгий являлся священником Берлинской посольской церкви в Германии. В то же время, с началом Первой мировой войны, он, по совместительству, служил священником и в санитарном поезде, а затем в госпитале. В 1917 г., вернувшись в Санкт-Петербург, за большие заслуги перед Русской Православной Церковью он был награжден камилавкой и наперсным крестом «от Святейшего Синода выдаваемым».
После октябрьской революции 1917 г. священник Георгий переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где пытается стать преподавателем в нескольких институтах. Но это дело выходило не совсем удачно, так как новая власть требовала снятия сана.
С 1921 по 1926 гг. Извеков служил в храме Донской иконы Божией Матери в Перловке (ныне микрорайон города Мытищи Московской области). Тогда же он был возведен в сан протоиерея. Закон об изъятии церковных ценностей советской властью на помощь голодающим вынудил в 1922 г. отца Георгия составить детальное описание имущества Донского храма и «список из 12 предметов, передаваемых уполномоченному Гохрана Петухову в помощь голодающим5», который хранится в ЦГАМО6.
В 1926 г. настоятелем храма стал Сергей Александрович Введенский. Однако отец Георгий продолжил активное участие в жизни Церкви.
Например, в протоколе собрания Церковной общины от 26 августа 1929 г. есть его подпись.
В 1925 г. в Ленинграде, а потом и в Москве было образовано Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз). В его составе была хоровая секция, при которой потерявшие работу церковные регенты и композиторы могли получить финансовую поддержку.
2 марта 1926 г. Извеков подал заявление о принятии его в Драмсоюз, с приложением списка своих произведений. Его приняли, но уже в 1930 г. секция хоровых композиторов закрылась. После этого Извеков состоял во Всесоюзном управлении охраны авторских прав.
Первый раз протоиерей Георгий Извеков был арестован 14 апреля 1931 г. в Москве в числе многих священнослужителей по доносу некоего В. Сергеева, председателя поселкового «Союза безбожников» при клубе «Пролетарий» в селе Тайнинское. Агитация началась на заседании перловского поселкового Совета7 и продолжалась на педсоветах, на родительских собраниях, на собраниях учащихся школы №5 СЖД: «…церковь закрыть …попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа церковной общины Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района… моления всеми религиозными объединениями закрыть».
Заключённый в Бутырскую тюрьму, отец Георгий на следствии заявил: «Я ожидал своего ареста и даже хотел этого. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово. По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти (ожидание переворота, желание уничтожить евреев и т. д.) показания давать отказываюсь».
Композитор был осуждён особым совещанием при коллегии ОГПУ 30 апреля за «систематическую антисоветскую агитацию и деятельность, выражающуюся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказание помощи ссыльному духовенству» по статье 58–10 УК РСФСР. Приговорён к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Северный край. С мая 1931 г. ссылку отбывал в городе Котлас Архангельской области, затем, вплоть до 1933 г., в Великом Устюге Вологодской области и Усть-Сысольске Коми АССР.
Повторно протоиерей Георгий был арестован 2 ноября 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На единственном (судя по материалам дела) допросе 16 ноября, на вопрос «за что он был арестован несколькими годами ранее», протоиерей Георгий ответил: «Мне думается, что я был арестован только из-за того, что все священники уже отбывали наказание и дошла очередь пострадать мне – так я объяснял свой арест окружающим меня лицам.
Я отбывал наказание в г. Котлас, Устюг и Усть-Сысольске, куда был выслан на три года».
В ответ на это следователь заявил: «Вы говорите неправду, следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий советской власти». Протоиерей Георгий ответил: «Да, среди окружающих меня лиц я говорил, что в СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения – всё это нам послано в наказание за наши грехи…»
На вопрос, как же он все эти года существовал, Извеков отвечал: «Я получаю средства от переписки и корректирования нот, употребляемых при богослужениях в церквах, от сочинения духовных песен. <…> Кроме того, я как композитор сочиняю и обрабатываю духовные мелодии и светские песни, которые помещаются и в печати. Раньше я распространял обработанные мною духовные сочинения среди московского духовенства, а также принимал заказы и у приезжающих из других городов регентов. Последнее время духовные мелодии у меня берут только в Синод». На этом допрос был закончен и, ставя свою подпись под протоколом допроса, Извеков написал: «Записано с моих слов верно и мною прочитано».
23 ноября 1937 г. тройка при УНКВД СССР по Московской области осудила отца Георгия за «контрреволюционную фашистскую агитацию» по статье 58 пункту 10 УК РСФСР и приговорила к расстрелу. 27 ноября 1937 г. приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. Погребен в общей безвестной могиле.
Священный Синод определением от 24 декабря 2004 г. причислил протоиерея Георгия Извекова к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.
* * *
Подавляющее большинство духовно-музыкальных сочинений священномученика Георгия Извекова принадлежат к так называемому «новому направлению» Московской школы. Ряд музыкальных сочинений, таких как «Херувимская песнь» Мотольская, «На реках Вавилонских», «Благообразный Иосиф», «Достойно есть» 8-ми гласов знаменного распева композитор всецело строит на принципах гармонизации Александра Кастальского. Другие же сочинения являются личным, самобытным поиском собственного музыкального стиля.
Многие сочинения священномученика написаны и в новой манере творчества духовных композиторов XX века, которым присуща усложненная гармония, драматизм и экспрессия.
Но все это сглаживается благородностью звучания и доступностью хорового исполнения песнопений Извекова.
Перу Извекова принадлежит и небольшая статья под названием «Новые задачи православной церковной музыки в России. Вниманию композиторов духовной музыки». В ней он обнаруживает живой интерес к новообразованиям в духовной музыке и высказывает свою позицию по отношению к ее развитию. Ратуя за необходимость поднятия русской духовной музыки на уровень западноевропейской классической, автор призывает «создавать православную музыку в высших формах оркестровых», подразумевая под оркестровой церковной музыкой «не музыку в тесном смысле церковную, для церковного богослужения, которая должна остаться пением a-cappella, но музыку и вне богослужебную, вне церкви». Извеков обосновывает свои соображения так же, как и его коллеги по церковно-певческому делу, важнейшей миссией духовной музыки в вопросе нравственно-религиозного воспитания общества. Призывая к соединению эстетического и религиозного начал, Извеков пишет: «Нужно бороться с растущим в обществе сектантством, индифферентизмом и неверием. Не словом церковным только, но и художественными средствами. Чтобы привлечь, нужно заинтересовать. Музыка в своих высших формах, подобно поэзии и художеству, должна прийти на помощь церкви».
В возможности исполнять духовные тексты вне стен церкви под инструментальное сопровождение Извеков видит раскрытие дополнительного художественно-нравственного потенциала духовной музыки, которая могла бы «удовлетворять передовую публику, ожидающую от русской церковной музыки репрезентации более высокой и художественной»: «Эстрада не отучит от церкви, а только глубже разъяснит смысл религиозных переживаний, не оттолкнет от церкви, но соединит с нею узами вечной музыкальной красоты, толкнув слушателя к еще более высоким переживаниям, чем эстетические, переживаниям религиозным, таинственным, благодатным».
Завершает свою статью протоиерей Георгий призывом: «Пробил час создавать внебогослужебную церковную музыку в широких оркестровых формах, на основании обиходных мелодий и на почве богослужебных текстов».
С таким пояснением: «…Для того чтобы церковные тексты православного богослужения, обрабатываемые в высших музыкальных формах… сохранили облик греко-восточного православия, необходимо поставить первою задачею таких композиций обработку обиходных мелодий, а затем уже самостоятельное творчество. По счастию, Русская Церковь владеет таким неисчерпаемым и богатым мелодическим материалом, как ни одна из христианских Церквей…»
1 Более подробное прояснение данного вопроса мы можем узнать из статьи Марины Рахмановой «Протоиерей Георгий Извеков: священномученик, композитор», опубликованной на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.ru: «Не так давно в Петербурге была издана очень интересная книга – «Русская семья. «Dans la tourmente dechainee…» Письма О.А.Толстой-Воейковой. 1927–1939» (СПб., 2009). В нескольких письмах 1927 г. там упоминается бывший регент Смольного института и духовный композитор Кондратий Волков, говорится также, что ранее он служил псаломщиком в Праге.
В результате разных разысканий выяснилось следующее.
Настоятелем пражского, а также – в теплый период года – карловарского православных храмов был с 1897 по 1914 гг. выдающийся священник – протоиерей Николай Рыжков, в числе прочего обладатель прекрасного певческого голоса, учившийся в консерватории. Из воспоминаний его дочери следует, что талантливый регент и композитор Кондратий Волков, служивший при отце Николае псаломщиком и регентом в обоих городах, был слушателем Пражской консерватории, а хор пражской церкви, составленный главным образом из хористов местного оперного театра, славился своим пением и даже давал изредка духовные концерты.
Именно в период служения отца Николая – возможно, до приезда Волкова в Прагу, с 1899 по 1904-й, – псаломщиком там был будущий священник Георгий Извеков. И наверняка он тоже не упустил возможности быть «слушателем Пражской консерватории»: его первые – и замечательные – духовные сочинения изданы за счет автора в Праге и, скорее всего, пражским же хором впервые и исполнены».
2 Эти песнопения были опубликованы в издательстве Юргенсона. Иногда их ошибочно приписываются отцу Георгию.
3 Сборник был за подписью «Юрий Извеков».
4 Светлейшая княжна Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская (20 марта [1 апреля] 1845 – 4 мая 1925) – член Российского императорского дома (с титулом «Императорское высочество»).
5 В итоге были изъяты только 12 предметов, представляющие ювелирную ценность: ковчег серебряный, вызолоченный, чаша, дискос, крест, звездица серебряная, вызолоченная, три лжицы, две тарелки, ковшик и ручка от копия серебряная.
6 В этой описи намеренно была занижена стоимость предметов для спасения самого храма от разорения: церковное облачение (рясы, фелонь, епитрахиль, подризники и пр.) указано как «ветошь, ценности не имеет»; церковные книги указаны как «старые, ценности не представляют».
7 Сохранился протокол от 20 января 1930 г.
Список использованной литературы:
- Артемова Е.Г. Духовно-музыкальное творчество свящ. Г.Я.Извекова. М., 2013.
- Бычков О.А. Георгий Яковлевич Извеков. http://www.pravenc.ru/text/164169.html (электронный ресурс).
- Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998.
- Голубцов С., протод. Церковный композитор Г.Я. Извеков. https://rusk.ru/st.php?idar=800960 (электронный ресурс).
- Зверева С.Г. Кастальский А.Д. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999.
- Зубова Г.И., Крепак К.А., Рушинская Н.И., Семенов Г.С. Книга памяти жертв политических репрессий. Мытищинский муниципальный район Московской области. М.: Горная книга, 2009.
- Извеков Георгий Яковлевич. https://drevoinfo.ru/articles/12988.html (электронный ресурс).
- История Донского храма. Священномученик Георгий Извеков. http://iov75.livejournal.com/3723131.html (электронный ресурс).
- Левандо П.П. Проблемы хороведения. Лг., 1974.
- Рахманова М.П. Протоиерей Георгий Извеков: священномученик, композитор. http://www.pravoslavie.ru/77514.html (электронный ресурс).
Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: Священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.
Композитор А. В. Никольский. Часть 1
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Он действовал целенаправленно, заранее составлял темы и планы песнопений, которые надо было впоследствии изучать. Так же он подробно расписал весь репертуар к каждой службе, чтобы каждое песнопение подходило друг к другу характером.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|