Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Композитор Пётр Иванович Турчанинов
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 04.12.2024, 10:45 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор Пётр Иванович Турчанинов

Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района

 

«Главная особенность духовно-музыкального творчества Турчанинова заключается в том, что он посвятил свой труд почти только гармонизациям многих уставных напевов; количество его свободных духовно-музыкальных сочинений по сравнению с гармонизациями уставных напевов невелико».

И.А.Гарднер

Пётр Иванович Турчанинов родился 20 ноября (1 декабря) 1779 г. в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье Ивана Павловича Турчанинова. Вскоре семья переехала в Киев, где юный композитор получил воспитание в киевском народном училище. За прекрасный голос, а также благодаря стараниям своей матери, в 1790 г. он был взят в хор певчих при стрелковом корпусе генерала Леванидова и записан в службу генеральным писарем. Проезжавший через Киев фельдмаршал князь Григорий Александрович Потёмкин, услышав голос юного композитора, отправил его к себе в Яссы для обучения у известного итальянского композитора Джузеппе Сарти. Однако, когда Потёмкин скончался, Пётр был вынужден вернуться в хор Леванидова. Здесь с 1794 г. его учителем стал знаменитый украинский композитор, певец и ученик Сарти – Артемий Лукьянович Ведель. В марте 1796 г. Турчанинов вместе с хором переехал в Харьков, что было связано с назначением генерала Леванидова генерал-губернатором Харьковского наместничества. С 16 ноября 1796 г. записался на обучение в Харьковское казенное училище, в котором и получил аттестат 6 июня 1798 г.

С 1800 г. композитора приписали к канцелярии Киевского губернатора Алексея Григорьевича Теплова. В 1801 г., после отъезда Теплова в Петербург, Пётр обучал певчих хора орловского архиерея Досифея (Ильина) в Севске (при Орловской духовной семинарии), куда приехала и мать композитора.

В 1803 г. вступил в брак с семнадцатилетней «дочерью вдовы из дворян, Зайцевой, урождённой Тимоновой, Олимпиаде» и в том же году, 12 марта, был рукоположен во священника. В 1809 г. был вызван в Петербург и 24 октября оставил Севск; 25 мая 1810 г. – назначен регентом митрополичьего хора в СанктПетербургской семинарии и священником Ревельского храма; 8 июля 1814 г. был возведен в сан протоиерея к Кексгольмскому собору. В 1818 г. переведен в Петропавловскую церковь при Мариинской больнице для бедных и подал прошение об увольнении с должности регента хора. В марте 1827 г. Турчанинов получил назначение на должность учителя пения Придворной певческой капеллы с сохранением за ним места священника Мариинской больницы. Антоний Викторович Преображенский1 объясняет это назначение тем, что после смерти Бортнянского на нового директора Придворной певческой капеллы Фёдора Львова легла ответственная задача сохранить за капеллой то высокохудожественное значение, какое придал ей Бортнянский. В ноябре 1826 г. Львов выхлопотал «высочайшее разрешение» на приведение в порядок придворного церковного пения. Исполнение поручений по данному делу было возложено на Турчанинова. Ему предписывалось: «написать на четыре голоса церковное пение в том виде, как оно поставлено в нашем обиходе». С поставленной задачей композитор справился вполне удачно2. В 1833 г. композитор был причислен к придворному собору и награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1835 г. – назначен священником в церковь Мраморного дворца и вскоре переведён в Стрелинскую придворную церковь, при которой находился до конца 1841 г., когда вышел в отставку по состоянию здоровья. В это время он часто посещал Приморскую Сергиеву пустынь, где по просьбе ее настоятеля святителя Игнатия (Брянчанинова) усовершенствовал монастырское пение. 4 (16) марта 1856 г., как пишется в его «Жизнеописании»: «служитель Престола Божия, окруженный детьми и многочисленными друзьями, тихо отошел в вечность на 78-ом году от рождения…» Во время Литургии и отпевания звучала его музыка в исполнении митрополичьего хора. «Тело почившего старца предано земле на Большом Охтенском кладбище недалеко от праха его супруги, скончавшейся 7(19) апреля 1826 г.».

* * *

Протоиерей Петр Турчанинов был первым русским композитором, использовавшим в гармонизациях древних мелодий для того времени довольно смелые приемы выразительности содержания текстов церковных песнопений. В этом отношении он был предшественником нового направления русской церковной музыки, с которым связано творчество Григория Фёдоровича Львовского, Александра Андреевича Архангельского, Александра Дмитриевича Кастальского и других композиторов последней половины XIX и начала XX вв. Данный путь музыкального видения помогли ему найти не техника письма и не изучение «генерал-баса», что становилось в его время довольно «модным», но знание вокала. Хорошее ощущение красоты тембров и возможностей голосов определяло изобретательность его письма. Однако, несмотря на этот факт, находились и противники такого подхода. Так, протоиерей Димитрий Разумовский писал следующее: «Широкое голосоведение составляет главный недостаток в произведениях Турчанинова. Трудно и почти невозможно найти такой хор, который бы мог легко и свободно исполнять их. Но он, кажется, писал свои произведения собственно для своего хора, а не для всех хоров русских, чрезвычайно разнообразных по своему составу и качеству». Творчество протоиерея Петра Турчанинова стоит как бы на стыке двух эпох. В это время (вторая треть XIX в.) в светской музыке увлечение итальянским стилем «выходит из моды», и на смену ему является новая стилистика немецкого романтизма. Это направление проникает в обиход придворного хора и затем распространяется в Русской Церкви при деятельном участии Алексея Львова и его последователей.

В переложениях Турчанинова заметны черты обоих направлений. С точки зрения гармонии они примыкают к старой «итальянской» школе, то же можно сказать и о его стремлении к сохранению «правильного» метра. Если в отношении к древней мелодии Турчанинов оказался «взвешеннее» Бортнянского, то в его отношении к гармонии мало что изменилось, и тип звуковысотной организации остался, по существу, неизменным. Сравнив ряд песнопений, нетрудно установить господство мажора и минора, которые как бы «довлеют» над древним напевом. Кроме переложений древних распевов, созданных Турчаниновым и оказавших серьёзное влияние на дальнейшее развитие певческого искусства в России, перу этого автора принадлежит также ряд сочинений в «свободном» стиле. В этой области композитор остается верным канонам «итальянского» периода как в отношении музыкальных приёмов, так и в интерпретации богослужебного текста. Так, композитор счёл допустимой, например, произвольную замену и сокращение уставных стихов в концерте на слова песнопения Великой Субботы «Воскресни Боже, суди земли»3 . Вниманию читателя мы предлагаем сочинение протоиерея Петра Ивановича Турчанинова «Да исправится молитва моя». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для исполнения его любым составом трио на великопостном богослужении Литургии Преждеосвящённых Даров.

 

1 Антонин Викторович Преображенский (1870–1929) – российский музыковед-медиевист, палеограф, писатель, педагог, профессор, один из крупнейший знатоков и исследователей русской церковной музыки. Видный музыкальный деятель Российской Империи и СССР.

2 Комиссия Духовных училищ представила труд Турчанинова на усмотрение первенствующего члена Святейшего Синода митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова), который нашел, что «многие статьи хорошо отработаны, другие же хотя и довольно трудны для исполнения, но сносны и к изданию могут быть одобрены, тем более что в них сохранены напевы древнего Церковного Устава». После этого Комиссия одобрила печатание представленного Турчаниновым труда.

3 С этим произведением связана одна очень интересная легенда, кочующая из биографии в биографию композитора. Как-то в Великий четверток митрополит Амвросий высказал отцу Петру пожелание, чтобы он написал к Великой субботе «Воскресни, Боже», так как исполнявшееся в Лавре «Воскресни, Боже» Бортнянского митрополиту не нравилось. Времени для сочинения было мало, а ежедневные продолжительные службы утомили Турчанинова. Он садился несколько раз за фисгармонию, начинал сочинять, и всякий раз у него ничего не получалось. Наконец, утомленный, он прилег отдохнуть и уснул. Но сон был какой-то тревожный, мозг словно сверлило, а в ушах слышалось, что кто-то всё поет. Проснулся отец Петр и почувствовал вдруг, что у него в сознании всё песнопение уже готово. Он сел за инструмент и записал его. Так появилось бессмертное турчаниновское «Воскресни, Боже». Митрополит же, прослушав новое песнопение Турчанинова, сказал ему проникновенно: «Тебе Бог помогает».

Список использованной литературы

1. Аскоченский В. Протоиерей П.И.Турчанинов. СПб., 1863.
2. Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Кто писал о музыке. М., 1979.
3. Энциклопедия Брокгауза Ф. и Ефрона И. Турчанинов Пётр Иванович. СПб., 1902.
4. Металлов В.М., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1995.

 

Источник: mepar.ru


Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения
Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: к 80-летию со дня мученической кончины композитора

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (16.07.2021)
Просмотров: 726
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz