Автор: Лариса Нестерова, Василий Кузьмин
Вот все время мне достаются классы, где дети трудно воспринимают не только основные понятия в физике, но и азы математики… Я говорю себе: «Ничего страшного!» Кабинета физики у меня нет, и оборудования не хватает. Есть замечательная коллега Вера Петровна Дубровская, с кабинетом и необходимым оборудованием, необыкновенной душой и готовностью помочь всегда и везде. Итак, иду в класс, где дети, как писали в журнале «Пионер» в 80-е годы, по просьбе написать «а в квадрате» на полном серьезе рисуют квадрат и вставляют в него «а».
Надо ведь заинтересовать учеников физикой, и помимо знаний будут и еще положительные эмоции как у детей, так и у меня. Они все умненькие, вон как в компьютерах разбираются – просто когда-то они услышали и поверили, что физика и математика не для них. Главное – заинтересовать, а не убить этот оставшийся интерес!
Лариса Викторовна Нестерова
Урок по теме «Измерение физических величин»
Изучаем физические приборы.
Загадка: «На стене весит тарелка, по тарелке ходит стрелка, эта стрелка наперед нам погоду узнает»
- «БАРАНОМЕТР!» - Слышу ответ, причем о таком же ответе говорила моя любимая учительница физики Анна Михайловна. Она давно, еще в моем школьном детстве, шутила: «Точно! Будем измерять весь урок баранов!»
Потом дети вспоминают, что на барометре их бабушки смотрят давление, а не баранов. Теперь этот прибор им запомнится надолго (как и мне).
В 7-м классе деток надо обучить приставкам. Таблицу «СИ» никто не отменял. Моя коллега Вера Петровна показала эту систему обучения приставкам, а я придумала систему быстрого вычисления. И дети быстро считают и переводят в нужные единицы.
Заставляем выучить приставки и множители наизусть, как таблицу умножения. Проверять надо урока три.
Например: приставка «санти», обозначение «с», множитель «0,01».
5см = 5х 0,01м = 0,05м
5 см2 = 5х (0,01)2 м2 = 0,0005м2
Дети еще не знают, что 0,01- это 10 во 2-й степени. Я им говорю (т.к. в столбик они считают долго и часто ошибаются) – 0,01 в квадрате быстро сосчитать можно так: после запятой 2 цифры, запоминаем 2! Два в квадрате = четыре, и после запятой отсчитываем четыре цифры:
(0.01)2 = 0,0001
5см2 = 5х 0,0001м2 = 0,0005м2
5см3 = 5 х (0,001)3 м3 = 5х 0,000001м3 = 0,000005 м3
(три цифры в квадрате после запятой - три возводим в квадрат, будет 6, значит, 6 цифр после нуля). Всё просто! Система работает! Аналогично работают с другими приставками.
Урок по теме «Плотность вещества»
После объяснения материала даю треугольник (классы слабые): вверху треугольника – масса. Тут же читаю четверостишье:
- Знаю я с седьмого класса, главное для тела – масса (тяжело вздыхаю - я не худенькая).
- Если масса велика, жизнь для тела не легка.
- Трудно тело с места сдвинуть,
- Трудно вверх его подкинуть,
- Трудно скорость изменить,
-Только в том кого винить?
Дети запоминают формулу быстро и решают задачи с улыбкой!
Урок по теме «Способы уменьшения или увеличения давления»
Один из учеников поднимает ногу - показывает, что давление на пол увеличилось, т.к. площадь опоры уменьшилась. Затем ученики, оперируя учебниками, показывают, как увеличить или уменьшить давление книг на парту и т.д. В учебнике физики для 7-го класса есть задание измерить вес воздуха в комнате. Вначале надо вычислить объем. Дети дома измеряют длину - а, ширину – в, высоту - h.;
V= а* в* h ;
S = а*в ; это площадь.
V = S * h.
Эту формулу ученики «прочувствовали», и теперь записываем ее в блокнот для формул, и уже, зная, что m = V *p, получаем: m = S*h*p.
Урок «Расчет давления в жидкости на дно и стенки сосуда»
После объяснения и вывода знаменитой формулы: p = ρ*g*h, спрашиваю: «А как у пьяного называется лицо?» Слышу: «Рожа!» Далее привожу пример: погружается алкоголик в жидкость – чем глубже, тем «лицо» краснее. Тут же говорю: «Давление зависит от глубины погружения, на одной и той же глубине – давление одно и то же. Т.е. давление в жидкости зависит и от глубины, и от рода жидкости (ускорение свободного падения пока не упоминаю). Ведь говорят, что пьяному – море по колено, но в море плотность – 1300 кг/м3, а в чистой воде – 1000 кг/м3. Смотрим таблицу плотностей и определяем, в какой жидкости при погружении на одну и ту же глубину давление меньше. Дети в этом возрасте очень любят фильмы про погружения батискафов. Рассказываю эпизод фильма «Спасатель», где батискаф погружается под воду, связь с кораблем теряется, бедные люди уже не контролируют глубину погружения. Спрашиваю: « Почему люди – бедные?» Естественно, имею в виду не материальный достаток.
Ребята записывают формулу и объясняют, вспоминая моменты фильма, почему вода, находясь под большим давлением на определенной глубине, выбивает люки батискафа.
Через 25 лет, встречая меня на улице, мои бывшие ученики, далекие от физики, кричат: «Лариса Викторовна, а мы помним Ваше «ро-же-аш!»
Фото: Василий Кузьмин
Поборы в школах
Совмес тное чтение Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|