Автор: Екатерина Шеко
Если поинтересоваться историей развития алтарной преграды на франкофонных сайтах, то вы не найдете там ни реконструкций Орландоса, ни тем более статьей Лазарева о византийском темплоне.
И вся наша стройная теория об истории развития алтарной преграды окажется самодельной версией, слепленной из случайных обрывков информации с барского стола европейских исследователей.
Да, они (европейцы) в ХХ и ХХI веке уже «столько накопали»... – а сколько конкретно?
Кто-то у нас это систематизирует, кто-то следит «за руками»?
Получается, что наши архитекторы в ХХI веке возрождают церковную архитектуру на основе той информации, которую собрал, систематизировал и опубликовал в середине ХХ в. гигант искусствоведческой мысли Виктор Никитич Лазарев (Царство ему Небесное и вечный покой!!!) сидя за «Железным занавесом»!
Совершил он этот подвиг тогда, когда о церковном строительстве никто и не помышлял.
Его замечательные научные тексты посвящены именно истории искусства (при советской власти он не страдал, как наши современные искусствоведы, «прискорбной тягой к богословию», которое им известно еще менее чем «понаслышке»).
Но, возвращаясь к католикам, попробую собрать сведения на ту же тему теории истории форм церковного алтаря из свежих публикаций франкофонных сайтов.
На любом из сайтов, посвященных истории иконостаса, амвона и алтарной преграды, есть вот такая картинка:
Это хрестоматийный для европейцев пример алтарной преграды XI – первой половины XII в. церкви Santa Maria in Valle Porclaneta. Этот иконостас – один из древнейших артефактов такого рода, сохранившийся на своем первоначальном месте. Он включал алтарную преграду с темплоном, амвон перед ней, и киворий над престолом за ней – в полукружии алтарной апсиды на подиуме с лестницей.
Сейчас этот артефакт экспонируется вот в таком «стерилизованном» виде.
Он «очищен», «освобожден», приведен «к первозданному виду» – называйте это как хотите... То есть реставраторы удалили все, что по их мнению было более поздним наслоением, чем XII век.
Однако сохранилась живопись начала XX в. датского художника Карла BUDTZ MOLLERа, на которой этот интерьер выглядит не столь стерильным, как сейчас.
Вот фото 1932 г., подтверждающее наличие скульптуры в алтарной преграде, но уже без части амвона и без живописи на северной стене. Видимо, эти детали были признаны более поздними (фото сделано в процессе реставрационных манипуляций).
Сейчас нет уже ни той скульптуры, ни стены – все открыто, в соответствии с концепцией отсутствия присутствия.
Сам амвон вблизи выглядит как современный муляж.
Но самая интересная деталь, удивительным образом сохранившаяся, и видимо, подтвержденная датировкой XII века – это деревянный резной темплон.
Он тоже стерилизован и очищен от всех более поздних наслоений. И на картине, и на фото – он выглядит иначе, чем сейчас. Это можно объяснить двумя причинами - либо он был сильно зашпаклеван, украшен поверху другими лепными деталями, либо хранился где-то в другом месте. Поэтому на картине виден тот, что его заменял позднее.
Сохранившаяся древняя резьба этого темплона является документальным свидетельством первоначального существования на нем живописных изображений, хотя сейчас их нет на месте.
Сама резьба служит тому свидетельством, поскольку резные картуши обрамляют плоскости, чередующиеся ритмично. Именно так располагаются изображения в известных живописных темплонах.
Таким образом получается, что самые древние иконостасы волею судеб сохранялись у католиков, а не в руинах Византийской империи.
И это поле, не паханное еще нашими беспристрастными исследователями!
Рецепция концепции алтарной преграды
Автор: Екатерина Шеко, доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ
Анастасиос Орландос - крупный греческий чиновник от археологии, потомственный(!), что называется «из хорошей семьи». С 1951 по 1979 (до самой смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Асоциацию христианских археологв. Был Директором Византийского музея Афин…
Жюбэ
Автор: Е.Д. Шеко
Если внимательно рассмотреть эволюцию католического церковного искусства, то можно найти очень много общего с Православием, несмотря на резкое взаимное неприятие в прежние времена. Один из таких исторических артефактов – жюбэ
Причины и следствия модернизации сакрального искусства
Автор: Е.Д. Шеко, зав.кафедрой иконописи ПСТГУ
Даже архитектурные конкурсы сейчас проводятся не просто на самый удобный и красивый, а на самый инновационный проект. «Стыдно быть неактуальным, непрогрессивным, не устремленным куда-то в туман будущего. А в тумане страшно, там только крики заблудившихся», – писал профессор МАРХИ Михаил Белов в 2006 г.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|