Эта графическая реконструкция алтаря раннехристианской трехнефной базилики на холме Царевец в Великом Тырнове, начало VІ в. (автор реконструкции Н. Ангелов) послужила прототипом для новой алтарной преграды в Федоровском соборе Санкт Петербурга.
Реконструкция, сделанная карандашиком «на коленке», абсолютно условно, без особого старания. И вот, пожалуйста – точное повторение идеи, даже условно-приблизительные формы кивория воспроизведены в точности.
Вот что значит магия авторитетов! Попробуем проследить цепочку логических связей – начнем с главного авторитетного эксперта по древнерусскому и византийскому искусству – В.Н. Лазарева.
На его книгах выросли все поколения современных искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, и это обосновано. Лучше пока никто не написал.
А главное – Лазарев не страдал «прискорбной тягой к богословию», столь распространенной среди современных искусствоведов, поскольку издавался для советского читателя.
Именно В.Н. Лазарев опубликовал реконструкции раннехристианских алтарных преград, с подписью «реконструкции Орландоса», которые теперь кочуют по изданиям и сетевым блогам.
Авторитет В.Н. Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н. Лазарева непререкаем был авторитет А. Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне ложились на теоретические выкладки еще одного авторитета – академика Императорской Академии наук Е.Е. Голубинского.
Голубинский утверждал: «Алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов (о чем несколько ниже) вовсе не было» (с.174).
И далее – «Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр., и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами вместе с самими иудеями не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых, и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева».
«Первоначально в иконостасах икон не было» – повторяют как мантру все искусствоведы и любители иконописи.
А то, что иконоборчество изначально сосуществовало в древнеримском обществе наряду с иконопочитанием (которое тоже имело самое что ни на есть раннее происхождение как продолжение культа манов, чьи портретные изображения хранились в особых шкафах в каждом доме, как пишет Плиний) – это как-то упускается из виду.
Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная Орландосом, стала хрестоматийной.
Хотя на этой реконструкции нет не только икон, но и самого Престола. В полукруглой апсиде – «сценический подиум». Справа - две ступени, ведущие непонятно куда. Решетка ограды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа:
Кто же был А. Орландос, что его схематично-условные картинки стали азбукой для всех последующих реконструкций в материале? Русская wiki о нем не знает. Анастасиос Орландос – крупный греческий чиновник от археологии, потомственный, что называется «из хорошей семьи». С 1951 по 1979 (до самой смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Асоциацию христианских археологов. Был директором Византийского музея Афин.
Разумеется, он имел возможность влиять, решать и определять. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, он был человеком своей эпохи, и тоже мог ошибаться. Именно его концепция легла в основу всей деятельности археологов в 50-70 х гг. ХХ века (а это, стоит помнить, - эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии). Греки, конечно, православные, однако в археологии как науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые – немцы, англичане, американцы и иже с ними католики и протестанты. А. Орландос осуществлял научную фиксацию и транслировал открытия в свой сегмент влияния. Чтобы проследить эту цепочку «рукопожатий» не надо «стоять со свечкой» за спиной действующих лиц – все и так очевидно. Сейчас рецепция этой концепции добралась и до наших вновь строящихся алтарей...
Церковь святого Никиты близ Скопье
Автор: Екатерина Шеко
Храм был построен в 1316 г. под патронажем короля Милютина. Фрески XIV века были написаны известными художниками Михаилом Астрапой и Евтихием. Их подписи сохранились на щите изображения св. Феодора Тирона.
Борьба с пережитками
Автор: Екатерина Шеко
Борьба с пережитками традиционализма в Католической Церкви Франции ведется образцово-показательно. Разработаны специальные методики для "переубеждения" особо упертых и несговорчивых любителей историзма. Православная Церковь, активно изучающая новейший опыт западных конфессий, должна быть готовой к развитию подобного сценария (так, на всякий случай…).