Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Я есмь путь и истина, и жизнь..."
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 11:03 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

"Я есмь путь и истина, и жизнь..."

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.

Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.

Сегодня мы читали евангельское повествование о встрече Христа с самарянкой – женщиной, считавшейся по нравственным меркам того времени распутной.

Христос с учениками проходил через Самарию. И хотя самаряне и евреи были родственными народами, история и религия их разделили: вера самарян включала в себя как элементы богооткровенной религии, так и множество языческих суеверий.

Иисус остановился вблизи города Сихарь и, утрудившись от пути, сел у колодезя. Мы иногда ошибочно полагаем, что если Христос – Богочеловек, значит, Он никогда не уставал, но это не так, ведь Его человеческая природа подобна нашей во всем, кроме греха.

Это произошло около шестого часа (Ин.4:6), то есть около полудня, в самое жаркое время суток (время евреи считали от рассвета). В Святой земле воды всегда не хватало, а возле колодца земля напоена влагой, там образуется оазис, где в тени деревьев можно было отдохнуть.

Ходить за водой входило в обязанности женщин, для этого они, как правило, использовали глиняные сосуды. К источнику приходили обычно утром или вечером, когда жара несколько спадала, и, конечно же, встречаясь, общались, делились новостями, обсуждали их.

Но самарянка, с которой состоится беседа у Христа, отнюдь не стремилась в их общество, поскольку её поведение не было безупречным. Женщине «лёгкого поведения» от «подруг» досталось бы больше всех. Видимо, избегая этого, она приходила к колодцу в другое время, но в этот раз ошиблась – у колодца сидел какой-то иудей. Конечно, из Евангелия мы помним, что это был Иисус Христос.

Давайте поразмышляем, как происходит встреча человека с Богом. Мы часто думаем, что сами ищем Его, но на самом деле, это Бог нас ищет, Он старается устроить нашу встречу. Отзовемся мы или нет – неизвестно, потому что Бог оставляет выбор за человеком. Ведь не имея свободной воли, мы перестали бы быть людьми.

Дай Мне пить (Ин.4:7), – обращается Христос к самарянке. Казалось бы, это самая обычная просьба, ведь у неё есть сосуды, которыми можно почерпнуть воду, а у Него – нет. Но дело в том, что между евреями и самарянами существовала кровная вражда, они не общались и даже руки друг другу не подавали, поэтому женщина была крайне удивлена.

Между ними завязывается беседа, и хотя, как и все мы, самарянка понимает Господа далеко не сразу, Сын Божий постепенно открывает ей, Кто Он на самом деле. Слушая Христа и пытаясь вникать в Его слова, женщина открывает Ему свою душу.

Господь говорит ей: Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин.4:10). В понимании людей той эпохи, стоячая вода – та, что годится только на полив, живая вода – речная, родниковая, та, что движется и пригодна для питья, поэтому, слыша всё это, женщина рассуждает сначала сугубо по земному: мол, неплохо было бы иметь источник такой воды, по жаре-то не натаскаешься…

Но далее она говорит: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (Ин.4:11). Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:13). Господь здесь говорит не просто о воде, а о Духе Святом, не имея которого душа человека всегда томится и скорбит, без него никакие блага не сделают человека счастливым. Только приняв дар Святого Духа и возгревая его, душа может обрести мир и подлинную радость.

Сейчас, к примеру, у нас много средств, чтобы зажечь огонь, а в древности их не было, поэтому огонь берегли и поддерживали, подкладывая в очаг дрова. Подобно этому, мы, получив благодать Святого Духа в таинствах Крещения и Причастия, укрепляясь и другими таинствами, должны Божью благодать хранить и возгревать. Огонёк этот даёт Господь, а поддерживать его, питать молитвой, чтением Священного Писания, исполнением заповедей Христовых, творением добрых дел – наша постоянная забота.

В беседе с самарянкой Иисус Христос говорит о Духе Святом, используя другой образ: когда человек приобретает дар Духа Святого, эта благодать, как родник, появившийся где-то из земли и превратившийся в ручеек, течёт в море. Так и благодать Святого Духа ведёт душу в безбрежную вечную жизнь Небесного Царства.

Женщина пока не понимает смысл слов Христа, но, поскольку разговаривать с чужими женщинами в то время было прилично только в присутствии мужа, Иисус Христос говорит: пойди, позови мужа твоего и приди сюда (Ин. 4:16), потому что на Востоке разговаривать с женщиной наедине считалось неприличным. Тут и возникает проблема. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин. 4:17–18).

Откуда Он может знать её жизнь?! Самарянка понимает, что только Бог может кому-то открыть эту тайну, а значит, перед ней не простой иудей, а как минимум пророк! Тогда она забывает все прежние житейские вопросы и начинает говорить о том, что для неё действительно важно и где-то в глубине души не даёт покоя: где нужно поклоняться Богу – на этой горе, как самаряне, или с евреями в Иерусалиме? И как строить с Богом отношения?

Можно, конечно, служить Богу так, как некоторые современные христиане, которые забегают в храм, чтобы поставить свечки, а потом сидят на лавке и болтают во время службы. Но они не понимают, что в этом случае Бог их не слышит и не захочет слышать. Самарянка же была не настолько глупа!

Самаряне построили себе отдельный храм, который иудеи разрушили. В свой храм евреи их тоже не пускали, что, в принципе, было вполне разумно, поскольку самаряне были еретиками.

Христос отвечает, что период ритуального поклонения Богу заканчивается, и наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:21–24).

Самаряне не знают, чему кланяются, потому что их вера смешана с языческими суевериями, и действительно, спасение от Иудеев, которые сохранили огонёк веры в Единого Истинного Бога от Авраама до Христа.

По сути, многие «христиане» и сейчас остаются язычниками: боятся сглаза и порчи, верят в приметы и гадание, увлекаются гороскопами и магией. И даже, если этого нет, вера может быть чисто внешней: в лавку пришел, записку подал, денежку кинул, поставил свечку, перекрестился – и дальше пошёл. Но ведь этого недостаточно, такое служение Богу – как пустая тарелка без еды за обедом – форма, лишённая содержания.

Человек – образ Божий. Бог – это бессмертный дух, и человек тоже, хотя имеет временное тело. Поклоняться в духе и истине – значит всей душой и духом участвовать в этом поклонении. Когда мы молимся и поклоняемся в Духе Святом, стремимся жить по воле Божьей, Бог ведёт нас по жизни.

А что же такое истина? Истина – это не «что», а «Кто»: Я есмь путь и истина, и жизнь (Ин.14:6), – говорит Иисус Христос. Значит настоящее богопоклонение – не только, когда мы молимся Христу, но и вместе со Христом. Когда Он присутствует в нашей жизни, наших мыслях, наших чувствах, нашем сердце!

Помня библейские пророчества о Христе, самарянка говорит: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. А Иисус отвечает: это Я, Который говорю с тобою (Ин.4:25–26), – и она Ему верит!

Переведя беседу на современный язык, можно сделать вывод, что у самарянки состоялся подлинный разговор с Богом. Она слушала евангельскую весть Христа и сама говорила Ему об очень важном для себя, о том, что у неё было на сердце. Это и является молитвой. Да, она не была благочестивой, но жила с жаждой Бога в сердце. Господь принимает грешников, которые хотят ответить на Его любовь.

Как всё изменилось! Она шла к колодцу в жару, лишь бы не встретить других женщин, потому что ей было стыдно за свою жизнь, а теперь она оставляет водонос и сама бежит к людям. Почему? Ответ прост: она нашла Христа. В её сердце произошла перемена, и для неё очень важно поделиться с другими вестью о Христе. Узнав, что Иисус рассказал всю её подноготную, люди последовали за ней. Они просили Христа задержаться, и Господь пробыл у них два дня.

Женщина, которую люди поносили за порочную жизнь, многих приведёт к вере, впоследствии станет равноапостольной и умрёт за Христа при императоре Нероне в Риме. Самаряне женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин.4:42). Вот что происходит, когда мы встречаемся с Богом по-настоящему: тогда не только мы обновляемся, но обновляется мир вокруг нас! Аминь.

 


Митрополит Иоанн Вендланд. В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке
Христос и самарянка: из истории иконографии евангельского сюжета

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (22.05.2023)
Просмотров: 371
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz