Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».
Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
Автор: Протоиерей Борис Балашов
"Мы живем с моим любимым человеком в гражданском браке. Но мне говорят, что это грех. А что плохого в том, что мы любим друг друга?" - такие вопросы мне приходится слышать очень часто.
Если земная любовь чистая и настоящая, то это прекрасно. Но надо понимать: есть в жизни такие вещи, с которыми нельзя играть. Например, нельзя играть с боевыми гранатами и заряженными автоматами. И так же нельзя играть с любовью, иначе не миновать жизненной катастрофы. Именно об этом говорит седьмая заповедь Божиего Закона: "Не прелюбодействуй" (Исх. 20, 14).
Давайте разберем эти слова:
не - отрицательная частица;
пре - неполногласная приставка со смыслом "переступить", "перешагнуть";
люб - корень слова "любовь";
действ - корень слова "действие".
Таким образом, смысл заповеди "не прелюбодействуй" - "не совершай действий против любви".
Бог Святая Троица"есть любовь" (Ин. 4, 8). Человек сотворен Богом как существо соборное, то есть, где 2=1: "И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27). Именно самоотверженная любовь соединяет двух людей в один духовно-телесный организм.
Бог заповедует: "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2, 24).
Брак - соединение мужчины и женщины в одну жизнь, в "одну плоть" - есть дело доброе, святое и является Божиим установлением. В браке люди не только навсегда соединяют свои судьбы, но и берут друг друга на полную ответственность. То есть они должны не только отвечать друг за друга, но и помогать друг другу до конца жизненного пути, чего бы это ни стоило. Как больных с корабля не выбрасывают за борт, так и не отказываются от своих близких, если случится беда или тяжкая болезнь.
То, что в настоящее время понимается под "гражданским браком", то есть совместным проживанием мужчины и женщины без каких-либо обязательств с обеих сторон, полноценным браком назвать нельзя даже с атеистической позиции. А по-христиански он браком еще не является, или является браком тяжело больным.
Из этого не вытекает, что такие "муж и жена" должны разбежаться. Покосившийся дом совсем не обязательно ломать. Но в этом случае под дом подводят либо кирпичный фундамент, либо бетонную ленту. Так и под "гражданский брак" подводится фундамент взаимной ответственности в виде регистрации законного гражданского брака. А если супруги верующие, то брак освящается Церковью.
Говоря об освящении брака, мы имеем в виду не только венчание. Христианский брак - брак, в котором живет и присутствует Иисус Христос, когда Богочеловек занимает положенное Ему место в сердце каждого супруга, а через церковное благословение брака входит и внутрь этого живого организма - христианской семьи.
Любить друг друга - это не только получать друг от друга радость, но и отдавать себя другому без остатка, думать в первую очередь о нем или о ней.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
ПРожили в "гражданском браке" с любимым более 5 лет,пока не пришли к решению-Жениться. До этого в церкви отказывали в Причастии (прелюбодеяние ж-даже не расписаны), исповедуемся редко-раз в полгода примерно.. Так, до заключения брака- и будем без причастия?Или после исповеди,соборования-возможно будет причаститься?
Татьяна, перенесите, пожалуйста, свой вопрос в рубрику "Вопрос священнику" (за комментариями в давно прошедших статьях сложновато следить). С уважением, администрация сайта.
Вообще в юридической практике "гражданским" называется брак зарегистрированный в органах ЗАГС. А то, что мы привыкли называть "гражданским браком" именуется "сожительство"! Конечно от смены названия мало что меняется, но давайте уж называть вещи своими именами! Возможно тогда и отношение к т.н. "бракам" в обществе изменится.
Венчание- Благословение от Бога на создание малой Церкви, и Благословение на рождение детей в благословенном браке. Венчание невозможно даже сравнивать с "гражданским браком". В самом выражении "гражданский брак" существует подмена понятий и самообман. Потому что слово гражданский - означает признанный государством и им зарегистрированный, а сегодняшний "гражданский брак" является не признанным государством и тем более совсем не является благословением для детей, к нему и слово это употребить невозможно.В таком браке нет совместной молитвы, веры, Божьего благословения, значит нет на нем и благодати.
Уважаемая Александра, публикуем ответ протоиерея Бориса Балашова. ************ Дорогая Александра! Мне достаточно легко ответить на второй Ваш вопрос. Нет никаких оснований считать Ваш зарегистрированный брак прелюбодеянием для верующего супруга. В подтверждение своих слов, приведу Вам слова Священного Писания, которые рекомендую выучить наизусть: Если какой брат (т.е. христианин – прот. Б.Б.) имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 7, 12–14; 16). Гораздо труднее с первым вопросом. Как можно заочно оценить брак незнакомых людей, в какой степени он «болен», а в какой «здоров»? Я не обладаю даром прозорливости, поэтому без серьезного личного разговора не в состоянии ответить на этот вопрос. Могу сказать только, что церковное благословение Вашего брака будет иметь смысл тогда, когда супруг искренне придет к вере. А вот произойдет это или нет, в определенной степени зависит от Вас – какова Ваша вера и какова Ваша любовь, и могут ли они согреть сердце мужа! Храни Вас Бог! С уважением, протоиерей Борис Балашов.
Уважаемая Алла, публикуем ответ протоиерея Бориса Балашова. *********** Дорогая Алла! Мне не вполне понятно, на что Вы обиделись? Ведь каждый имеет право на свое мнение, как Вы, так и я. По сути Вашего письма. Я еще раз очень внимательно прочитал мое письмо Вам, но так и не смог понять, из каких слов этого письма можно сделать такой вывод: «По Вашим словам получается, что личные отношения в браке по Божиему замыслу отличаются только совершением обряда венчания». Это не мои мысли, я так никогда не считал, о чем и попытался сказать Вам. Венчание – это внешняя обрядовая форма совершения Таинства Брака. О смысле Таинства Брака я кратко уже сказал. Вы пишете: «Мы не говорим об отношении мужа, жены и Иисуса Христа, т.к. боюсь даже Вам не под силу в них разобраться… И я спрашиваю Вас о том, что есть на самом деле, а не о том, как должно быть». По моему мнению, а я служу священником 35 лет, то, о чем Вы не хотите говорить, является самым главным. Ну, не хотите, как хотите. Давайте говорить сухо, языком статистики. У нас в стране есть серьезная опасность отмирания самого института брака. Спросите школьных учителей, какой процент учащихся детей имеют приличные семьи? Приличные – это когда мама с папой живут вместе и совместно растят ребенка. Только один из десяти детей имеет такую семью. Я спрашивал учителей из разных регионов страны, к сожалению, все они подтверждают эту статистику. Вам, конечно, хорошо известно о миллионах детей беспризорниках и сиротах при живых родителях. Вот «что есть на самом деле». Верующие семьи, где оба супруга – христиане и живут церковной жизнью, значительно крепче и многодетней. Это тоже «есть на самом деле». Уважаемая Алла, вот Ваш упрек мне: «Вы обличаете, обвиняя меня в каком-то лицемерии и в том, что я чего-то добиваюсь от Церкви». Я же говорил об ином и просто призвал Вас всегда быть честной перед Богом и собственной совестью. Вот мои слова: «Если Вы не верите словам Христовым, Его Евангелию, нечестно изображать из себя христианина и добиваться, чтобы Вас обвенчали в храме. Не верите Евангелию – это Ваше право, но не надо лицемерить. Но и члены Церкви вправе жить по своим законам веры Христианской». Никаких обвинений в Ваш адрес здесь нет. А о том, что Вы на самом деле не являетесь православной христианкой, это следует из Вашего ответного письма: «Тон Вашего послания заставляет задуматься, что же такое Церковь, если ее члены позволяют себе подобные высказывания». Из этих Ваших слов ясно следует, что Вы никак себя не относите к членам Церкви и находитесь вне ее. Но это Ваше право и Ваш личный выбор, в чем никто и не собирается Вас упрекать. Это вполне честное признание. Но ведь и мы, православные христиане, имеем право иметь свои взгляды и верования, отличающихся от Ваших, что же здесь криминального? Я даже в советское время имел право не быть членом ни ВЛКСМ, ни коммунистической партии, воспользовался им, и ничего – выжил. Ни я, ни Православная Церковь ни в коей мере не являемся Вашими врагами или обвинителями. Но это и не значит, что мы во всем должны соглашаться с Вами. Храни Вас Бог! С уважением, протоиерей Борис Балашов.
По Вашим словам получается, чтоличные отношения в браке по Божиему замыслу отличаются только совершением обряда венчания. Мы не говорим об отношении мужа, жены и Иисуса Христа, т.к., боюсь, даже Вам не под силу в них разобраться. И так называемые церковные браки тоже очень редко имеют цель реализации слов Господа. Вы говорите очень красиво о таинстве церковного брака, но, увы, в большей степени это не соответствует действительности. И я спрашиваю Вас о том, что есть на самом деле, а не о том, как должно быть. И вопреки Вашим словам о том, что "задача врача – не обличать больных", Вы обличаете, обвиняя меня в каком-то лицемерии и в том, что я чего-то добиваюсь от Церкви. К сожалению, Ваше сообщение не отвечает на мои вопросы, а тон Вашего послания заставляет задуматься о том, что же такое Церковь, если ее члены позволяют себе подобные высказывания.
Уважаемый протоиерей Борис Балашов! Является ли брак "больным", если супруги зарегистрировали свой брак законно, но один из них не верующий, и не может венчаться в Церкви? Является ли этот брак прелюбодеянием для второго верующего супруга?