Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района
Евстафий Степанович Азеев родился 23 февраля (6 марта) 1851 г. в Киеве. Вся жизнь композитора с раннего детства была непрерывно связана в той или иной степени с музыкой.
Имея абсолютный музыкальный слух, в возрасте десяти лет он был принят в Придворную певческую капеллу без особого специального музыкального образования. С 1875 г. Азеев ассистировал учителю пения в капелле, а в 1883 г. и сам стал таковым.
В преподавательской деятельности, помимо прочего, уделял внимание соответствию мимики дирижёрскому жесту. В 1883–1884 гг. вместе с другими учителями капеллы под руководством Николая Андреевича Римского-Корсакова он участвовал в создании сборника «Пение при всенощном бдении древних роспевов».
Совмещая учительскую деятельность с хормейстерской и сочинительской, композитор внес вклад в обновление репертуара капеллы и выпуске новых сборников в качестве редактора. Азеев был причастен к первым постановкам опер «Псковитянка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, который очень высоко ценил его как хормейстера.
После смерти Римского-Корсакова Евстафий Степанович редактировал и готовил к изданию его духовно-музыкальные сочинения. Занявшись этим музыкальным предприятием, а также создавая свои собственные сочинения, он учитывал музыкальные потребности клироса и уделял немало внимания разным составам хоров: среди его произведений и редакторских обработок есть целые сборники, предназначенные для исполнения женскими или детскими, мужскими хорами, а также ансамблями (трио, квартеты). Однако больше всего он работал для большого смешанного хора.
В 1907–1917 гг. Азеев преподавал в институте Святой Елены, Николаевском сиротском институте, а также на широко известных Санкт-Петербургских музыкальных курсах Евгения Павловича Рапгофа.
14 декабря 1918 г. Евстафий Степанович Азеев скоропостижно скончался в своей квартире в Петрограде.
В области церковной музыки Евстафий Азеев много трудился над обновлением церковных напевов, стремясь приблизиться к основам русского народного многоголосия. Наследие его включает около 80 сочинений – стихир, песнопений из Литургии и всенощной. Основу церковного творчества Азеева составляют обработки древних роспевов (знаменного, греческого, киевского), следующие строгому стилю гармонии. Часто композитор в своих трудах подчеркивал близость церковного пения и русского народного музыкального творчества.
Уже при жизни он получил известность как духовно-музыкальный композитор и хоровой дирижер.
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Евстафия Степановича Азеева «Благо есть». Мы же в свою очередь сделали переложение для смешанного хора.
1. Азеев. https://www.pravenc.ru/text/63682.html (Электронный ресурс).
2. Азеев Евстафий Степанович. http://www.baltwill-info.com/mp03-11/mp-18.html (Электронный ресурс).
3. Е.С.Азеев – композитор духовной и церковной музыки XIX–XX вв.. https://cyberleninka.ru/article/n/e-s-azeev-kompozitor-duhovnoy-muzyki/viewer (Электронный ресурс).
Источник: mepar.ru
Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения
Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: к 80-летию со дня мученической кончины композитора Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|