Автор: протоиерей Борис Балашов
Дорогие братья и сестры, сегодня мы отмечаем величайший христианский праздник – день Святой Троицы – Пятидесятницу. Это День Сошествия Святого Духа на апостолов, день рождения Церкви. Пятидесятницей его называют потому, что сошествие Святого Духа произошло на 50-й день по Воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
С этого дня люди еще на земле стали соединяться с Богом, принимая в свою душу Божественную благодать Святого Духа. Сам по себе человек слаб, силы его ограничены, но вместе с Богом он силен. Христос сказал, что, имея веру, человек может горы передвигать, то есть делать даже то, что кажется невозможным: Все возможно верующему (Мк. 9, 23).
Перед нами теперь открыт духовный источник живой воды – Духа Святого. Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – стяжание Духа Святого, то есть соединение с Богом. Святым Духом всяка душа живится, – поет Святая Церковь за богослужением. Оживотворение нашей души – это действие благодати Всесвятого Духа. Пока в нас царствует грех, наша душа мертва для Бога и для жизни в Боге. Спаситель начал Свое служение на земле благовествованием покаяния. И первое слово из уст апостолов, по принятии Святого Духа, было: Покайтесь (Деян. 2, 38). Покаяние открывает возможность для дальнейших действий в нас Духа Божия, а нераскаянность препятствует этому. Сухая земля неплодородна, и в сердце, не омытом слезами покаяния, плоды духовные расти не будут.
Святым Духом всякая душа оживотворяется в покаянии и чистотою возвышается. Оживотворение души, которое происходит вследствие ревности об угождении Богу с готовностью на любые жертвы, – это только начало духовной жизни. Это то горчичное зерно, которому нужно еще вырасти в дерево.
Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит. Как старательный садовник охраняет, поливает и очищает дерево, от которого ждет плодов, так и Дух Святой питает и очищает душу человека, трудящегося для Господа. Постепенно под действием Духа Божия злые страсти слабеют и исчезают, а на их месте укореняются добро и любовь. Ветхий, греховный человек тлеет, и созидается новый: человек внутренне обновленный, в котором черты образа Божия открываются яснее и яснее, пока, наконец, по словам апостола Павла, человек не станет неукоризненным и чистым, чадом Божиим среди строптивого и развращенного рода, в котором он сияет, как светило в мире. И тогда-то оживотворенная и очищенная Святым Духом душа святится Троическим единством священнотайне.
Начало всему – покаяние, в котором наш дух обращается к Богу, загорается ревностью об угождении Господу и о спасении. Середина – труды и подвиги в очищении сердца от злых страстей и насаждении в нем добродетелей. Конец – священнотайное общение с Пресвятой Троицей.
Где равнодушие, нерадение, беспечность, там нет Духа Святого. Духовно спящему нужно пробудиться, чтобы начать действовать. Святой апостол Павел говорит: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14). Большинство из нас пребывает в греховном сне. Посему, – говорит святой апостол Павел, – будем опасаться, чтобы, когда еще останется обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим (Евр. 4, 1). Будем всегда помнить апостольское предупреждение: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7–8).
Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке", с. 414–416 (Издательство "Христианская жизнь", 2009 г.).
Огонь
Что такое Церковь? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|