Автор: протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановского Московской области
Среди самых великих церковных праздников есть несколько, которые мы называем Богородичными. И наш церковный год открывается первым из них – Рождеством Пресвятой Богородицы. Это очень важный для нас праздник – день рождения нашей Матери.
Чего ждет в свой день рождения наша мама? Открытки? Телеграммы? Цветов? Подарка? Всё это, конечно, необходимо. Но не само по себе, а как знаки нашей любви. Матери радостно видеть, что мы любим ее, что она в нашем сердце, а каким образом мы сумеем это выразить – дело второе.
День рождения нашей Небесной Матери пусть тоже будет наполнен особой любовью к Ней. Но Ей нужны иные выражения любви: живая молитва, исполненная теплой верой и благодарностью. Этому и посвящено богослужение праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
В этот день тысячи и тысячи сыновей и дочерей Богородицы собираются в храмах, заново переживая радость прихода в мир Пресвятой Девы. А Ее приход был настоящим чудом. Конечно, рождение любого человека – чудо. Однако порой приход в мир человека связан с особенно удивительными обстоятельствами.
Дева Мария родилась в семье, которая считалась бездетной. Многие годы Ее родители, Иоаким и Анна, тщетно ждали, что у них родится дитя. Но их желание не осуществлялось, и в конце концов это дало основание думать, что они отвержены Богом. Бесплодие тогда воспринималось как проклятие. И здесь мне хочется еще раз напомнить одну важную духовную истину. Бывает, человек чего-то горячо просит у Бога и не получает просимого. Когда ответа на нашу молитву нет долгое время, мы можем поступить двояким образом. Одни из нас оставляют молитву. Другие же, напротив, воспринимают это как знак необходимости усилить молитву. Вспомним слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:8–9). Ну а если все-таки не отворяют? Здесь возможно два ответа: первый – некому отворять; второй – плохо стучу. То, какой из ответов мы выбираем, является показателем нашей веры.
Иоаким не пожелал согласиться с приговором, а принял решение всего себя без остатка отдать делу молитвы и «докричаться», «достучаться» до Господа или умереть в пустыне. И такая молитва не может быть не услышана, не может быть не исполнена.
Тот дар, которого просили Иоаким и Анна, был наконец дан им. Впрочем, сказать так – ничего не сказать. Господь им дал не просто дитя, а такое Дитя, подобного которому никогда не рождалось в мире.
Ей, Марии, суждено было дать жизнь воплотившемуся Сыну Божиему, а значит, дать жизнь и нам с вами. Не ту жизнь, которую мы имели и которая завершится смертью, а ту, которую обрели во Христе, Сыне Ее, и которая уже никогда не закончится.
Из истории иконографии Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|