Автор: Екатерина Шеко
Небольшой монастырский храм с уникальными фресками хорошо известен профессиональным иконописцам,хотя в Википедии о нем информации нет.
Церковь расположена в 10-15 км к северо-западу от Скопье (дорога горная, поэтому 10 км - это по прямой), на склонах Skopska Crna Gora, между селами Banjani и Cucer (Чучер). Храм был построен в 1316 г. под патронажем короля Милютина. Фрески XIV века были написаны известными художниками Михаилом Астрапой и Евтихием. Их подписи сохранились на щите изображения св. Феодора Тирона.
Своды и купол были вновь расписаны в 1483-84гг.
Фрески были основательно реставрированы во времена социалистической Югославии.
Хрустальная люстра и иконостас XIX века настолько не вяжутся с этой превосходной палеологовской живописью, что на них смотреть не хочется (нашлась только одна мутная фотография). На правом столбе - композиция "Недреманное Око":
А напротив в этом уровне - "Исцеление расслабленного":
Внутреннее пространство очень маленькое, тесное, но от фресок невозможно оторвать взгляд. Вид на западную стену:
Фрески северной стены:
Очень живая история - "Изгнание торгующих из храма":
Нижний регистр - св. воин Никита, покровитель храма:
Свв. равноапостольные Константин и Елена:
Не могу смотреть на лики без глаз, пришлось для себя поправить в фотошопе.
Фрески южной стены:
Брачный пир в Кане Галилейской:
На левом столбе - наверху Архангел из Благовещения, а под ним фрагмент (похоже, Спаситель):
в нижнем регистре - Богоматерь из Деисуса:
Сейчас мало кто разбирается в традиционной православной иконописи. Видимо, это свидетельствует о не очень высоком уровне духовной культуры и неглубоком понимании самих основ духовной жизни. Поэтому так значимо для духовной жизни православных и приобщения к благодатной жизни Церкви знакомство не только со святоотеческой письменностью, но и с лучшими образцами традиционной православной живописи. Святоотеческое и литургическое духовное наследие, традиционные православные музыка и иконопись приоткрывают перед нами Предание Церкви.
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 1 Автор: Екатерина Шеко Мысль о "законной автономии человеческой культуры" теперь (через полвека после II Ватиканского собора) не чужда и многим представителям Православной Церкви, в том числе и духовенству. В настоящее время граница между Католической и Православной Церковью стала прозрачной и совсем не препятствует различным модернистским идеям влиять (вольно или не вольно) на умы православных христиан. Особенно легко и непринужденно это влияние распространяется в такой "общечеловеческой" сфере как изобразительное искусство.
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 2 Автор: Екатерина Шеко Это был первый эксперимент разрушения формы храма - ее перекосило, выгнуло и лишило всех традиционных внешних признаков.
Капелла строилась с 1950 по 1955 г. Кроме игры световых лучей в интерьере ее украшает лишь роспись боковой двери (с пирамидкой и пятиконечной звездой). В алтарной части, больше похожей на тюремную камеру, - никаких сакральных атрибутов, кроме креста странной формы с обрезанным верхом. Впоследствии монахини, обслуживающие туристов, поставили наверху за оконным стеклом - маленькую статую Богоматери. Видимо, им невозможно было молиться, обращаясь только к бетонной стене…
Влияние II Ватиканского собора на искусство Католической Церкви. Часть 3 Автор: Екатерина Шеко Эти смелые эксперименты признанных мастеров современного искусства "развязали руки" следующим поколениям художников, которые, опираясь на опыт авторитетов, утратили все комплексы и "пустились во все тяжкие"...
После II Ватиканского Собора экспериментировать над архитектурными формами церквей начали во всем католическом мире, тем более что протестанты уже лидировали в этом процессе. Пример нового варианта использования возможностей железобетона - церковь Святой Троицы в Вене, проект одного из самых известных австрийских архитекторов Фрица Вотрубы. Местные жители так и называют ее церковью Вотрубы.
Издалека церковь Вотрубы напоминает башню ПВО в миниатюре, да и вблизи это сооружение похоже на что угодно, только не на храм, - 152 бетонных блока и стеклянные прямоугольники окон между ними.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|