Автор: Инга Филиппова
Фото: Юлия Павлюк
Зачем человек приходит в Церковь? Многие стремятся изменить свою жизнь к лучшему. Но это изменение может быть разным. Кто-то никогда в храм не ходил, про Бога ничего не знал, верил, что «что-то такое там есть», а потому хочет «подстраховаться»: окрестить ребёночка, «чтоб не болел», обязательно на Крещение набрать святой водицы, которая «тоже от болезней помогает». А еще на всякий случай можно сходить на исповедь, причаститься, пособороваться, а затем повенчаться, и тогда уж точно все будет в порядке – набор священнодействий исполнен. Некоторые, например, венчаются или крестятся просто потому, что это модный красивый обряд и «все так делают». По-другому обстоит дело у тех, кто считает себя верующими людьми, кто пришел в Церковь потому, что хочет встретиться там с Богом, познать Его учение, соединиться с Ним и… изменить свою жизнь. И здесь встает вопрос о серьезном отношении к таинствам Церкви, о понимании того, зачем крестится человек, что дают ему исповедь, Причастие и соборование, как он должен после венчания изменить свою жизнь и отношения в семье. Узнать все это и понять можно. Проблема в том, готовы ли мы к такому труду и не превратимся ли в тех лицемеров, о которых говорил Христос: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7, 7).
О том, как относиться к церковным таинствам и об их значении для человека рассказывает протоиерей Борис Балашов.
Таинство – это Божественное действие, которое нас приобщает к преображенному Богом миру, освящает и укрепляет нашу человеческую природу, чтобы мы могли в земном мире жить для бессмертия и вечной жизни; чтобы смерть и грех потеряли власть над нами; чтобы наша земная жизнь стала полноценной и наполненной радостью взаимной любви с Богом; чтобы мы перестали существовать, а начали – жить!
Православная Христова Церковь рождена в день Пятидесятницы, т.е. в пятидесятый день по Воскресении Богочеловека Иисуса Христа из мертвых. В этот день произошло Сошествие Святого Духа на апостолов – свидетелей жизни, учения и воскресения Иисуса Христа. Приняв Духа Святого, эти апостолы из дружной группы, коллектива учеников Господа, преобразились в семью Христову – духовно-телесный организм, Главой которого стал Сам Иисус Христос.
Именно действие Божественной силы – благодати (дара) Святого Духа – восполняет, дополняет и удесятеряет человеческие силы в деле борьбы со злом и грехом в первую очередь в человеческих душах и созидании всего доброго, светлого и духовно полноценного как в личной жизни, так и в общественной.
Церковь Христова выполняет на земле исключительную миссию: спасает людей от греха и смерти и соединяет их со Христом – Источником жизни.
Православная Церковь Христова – это Богочеловеческое общество, где присутствует полнота Божества, так же как и полнота человечества, а вместе с тем Церковь является человеческим обществом на пути к спасению.
По словам митрополита Антония Сурожского, «Божественная природа Церкви определяется тем, что первым ее членом является Господь наш Иисус Христос и в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Кроме этого, благодаря тому, что Христос присутствует в Церкви полнотой Своего Человечества и полнотой Своего Божества, Церковь соединена неразлучно и с Богом Отцом, и со Святым Духом, Который послан в нее и ей в день Пятидесятницы и присутствие Которого продолжает действовать в каждом члене Церкви».
Церковь соединяет небо и землю. Она одновременно и дома, и на пути. Церковь – это присутствие Божиего Царства среди нас и в нас. В то же время каждый христианин должен возрастать и даже себя перерастать действием Святого Духа в течение всей своей жизни, все глубже и глубже входить в полноту церковную.
В человеческих отношениях бывает так, что можно любить человека всем сердцем, всеми силами души, но если не встречаешь ответной любви, то соединение двух в одно не может совершиться. Но в наших отношениях с Богом дело обстоит иначе. Бог нас любит, и полюбил нас раньше, чем мы вспомнили о Нем и стали узнавать и понимать Его. Мы можем стремиться к Богу, прорываться к Нему без страха того, что Он нас не примет.
Мы призваны к тому, чтобы в меру наших возможностей стать богоподобными, как Сам Бог. И для того чтобы это стало возможным, чтобы мы смогли осуществить свое жизненное призвание – возрасти духовно во всю меру своего роста – Господь установил таинства.
Таинства каким-то удивительным образом употребляют вещества тварного (т.е. сотворенного) мира для того, чтобы нас приобщить к Божественной жизни.
Каким образом сотворенное вещество земного мира может нас приобщить к тому, чего мы своими силами достичь не в состоянии? Дело в том, что все сотворенное Богом покорилось греху, который совершили людьми. Однако сами по себе Божии творения остаются безгрешными. Поэтому Бог может тварное (сотворенное) освятить действием Своей силы и Своим присутствием и через нечто Им сотворенное передать нам этот дар благодати (силы) и Божиего присутствия с нами и в нас.
В таинствах Господь Иисус Христос берет, к примеру, хлеб и вино, при Крещении – воду, при Миропомазании – елей (масло) и т.д., и это вещество соединяет с Собой так, чтобы, передаваемое нам, оно могло нас освятить.
В воде Крещения силой освящаемой воды мы очищаемся от греха и усыновляемся Богу. В таинстве Святого Причастия – Евхаристии – мы приобщаемся Телу и Крови Христовым, т.е. соединяемся со Спасителем, потому что хлеб и вино могут приобщаться Богу непосредственно, по дару Божиему, тогда как мы сами, своей волей, в том состоянии греховной искаженности, в котором находимся, не можем этого сделать.
Совершает таинства Сам Господь Иисус Христос и Святой Дух.
Никакой человек в мире, даже посвященный в сан священника или епископа, своими силами не может взять хлеб и вино и сделать их частью Тела и Крови Христа, это может сделать только Сам Иисус Христос. Поэтому единственным Совершителем таинства является Бог.
Священнослужитель нужен, чтобы совершилось чудо – присутствие и действие Бога в нас. Нужна вера священника, его добрая воля и самоотдача для служения таинству – встрече Бога с нами.
По словам митрополита Антония Сурожского, «священник – человек, которого Бог ставит на той грани, на которой по праву может стоять только Сам Господь Иисус Христос».
В ответ на молитвенные воззвания священнослужителя Святой Дух сходит на воды Крещения, на хлеб и вино Причастия, на елей (масло) Миропомазания.
Каждый священнослужитель стоит перед Богом во имя всего Божиего народа, является его частью. Он произносит слова, которые может произносить только Христос.
Таким образом, таинства являются действиями Божиими, которые нас приобщают Богу и тайне нашего спасения.
Историческое развитие формы Таинства Крещения
Таинство Миропомазания Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|