Автор: Диакон Иоанн Иванов
В апостольские времена Таинству Крещения предшествовало научение основам веры во Христа и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенного чинопоследования совершения Таинства. Известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем в первых двух нижеприведенных случаях - по прямому указанию Христа. Это Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке (см. Деян. 8; 38), а также Крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей (см. Деян. 10; 47, 48) и Крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился, увидев чудесное освобождение пленников от уз (см. Деян. 16; 33). В последних двух случаях апостолы крестили целые семейства, в которых были и дети.
Фото: священник Александр Ивлев
На рубеже I-II веков мужи апостольские крестили уже по определенной, хотя и очень простой схеме: обучали истинам веры, принимали покаяние крещаемых, были свидетелями их устного исповедания веры во Христа и троекратно погружали в воду "во Имя Отца и Сына и Святого Духа".
Обучение истинам веры, т.е. оглашение, обыкновенно продолжалось два или три года, в течение которых человеку, желающему принять Крещение, раскрывались важнейшие стороны христианского учения. Перед Пасхой оглашенные вносили свои имена в список крещаемых. В Великую Субботу местный епископ совершал торжественное Крещение всех оглашенных. Происходило это обычно в природных водоемах, реках и ручьях.
С III века особенную роль приобретает именно епископ: к нему должны были придти желающие принять Святое Таинство Крещения и исповедать ему свое желание стать членом Церкви. Епископ собирал сведения о нравственных качествах этих людей, поведении в семейной и общественной жизни и заносил их имена в церковную книгу ("катастих"). Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были покинуть храм. Желающие принять христианское Крещение проводили время в посте и молитвах и ежедневно посещали богослужения, каясь в своих грехах.
Со временем в чинопоследование Таинства были включены заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещенному. После заклинательных молитв человек, принимающий Крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу. В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. Приступающие ко Святому Крещению исповедовали свою веру "в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих", т.е. читали Никео-Цареградский Символ веры.
Со временем совершение Таинства Крещения из естественных водоемов переместилось в баптистерии (специально устраиваемые при храмах бассейны). Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело крещаемого Святым Миром и облекал его в белые одежды - символ чистоты и праведности, полученных им в Таинстве. На крещеного человека надевали нательный крест. После Крещения новопросвещенного причащали Святых Таин. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.
Русская Православная Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Греческой Церкви в том виде, в котором оно существовало к концу X века. И у нас это Таинство, как и в древние века, претерпевало некоторые незначительные изменения по своей форме.
Фото: священник Александр Ивлев
Острым вопросом во всех христианских Церквях и в разные временные периоды оставался вопрос относительно Крещения младенцев. С одной стороны, ко Крещению должен приступать только тот, кто понимает смысл и значение прихода в Церковь. Из этого следует дилемма: младенцы и дети должны быть принимаемы только по достижении ими зрелости или они могут быть крещены по желанию их родителей? "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк.10,14; ср. Мф.19,14; Лк.18,16) - сказал Христос. И в результате богословских споров раннехристианского периода окончательно установилась практика Крещения младенцев. "Безумие учить, что дети могут наследовать вечную жизнь без Крещения", - так формулировал результат этих споров св. папа Римский Иннокентий I (V в.).
У христиан Запада утвердилось мнение, что Крещение может быть совершено непосредственно после рождения, а на Востоке еще в IX веке предпочитали крестить на 40-й день. Постепенно это различие восточной и западной практик сгладилось, но зато утвердилось другое различие: на Востоке Крещение детей и младенцев сопровождалось совершением Таинства Миропомазания, после которого младенец объявлялся достойным участвовать в Евхаристии. На Западе Миропомазание (конфирмация) в средние века отделилось от Крещения и стало совершаться епископом над детьми в возрасте 11-12 лет, после чего следовало первое Причащение.
Вопрос о Крещении детей не был окончательно устранен. Церковь должна была определить, совместима ли практика Крещения детей с учением о Таинстве Крещения? Вступление в Церковь совершается Духом Святым, Которого посылает Бог в Таинстве Крещения. Крещение требует последующей за ним веры крещеного как его ответа на Любовь Божию. Вступить в Церковь можно только через веру, но и пребывать в ней можно только в вере в Бога. Крещение было печатью принадлежности к народу Божиему.
Вступление в Церковь имеет отношение не только к вступающим в нее, но и к их потомкам. "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" (1 Кор. 7,14). Эти слова апостола Павла относятся к детям, рожденным от верующего отца и верующей матери, и означают, что они, дети, принадлежат к народу Божиему. Рождение детей верующих родителей открывало возможность их Крещения: они "святы", потому что родители их были крещены. Рождение от родителей-христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь.
Фото: священник Александр Ивлев
Мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей. Отсюда вытекает основной вывод относительно Крещения младенцев и детей: оно совершается только над детьми лиц, состоящих в Христианской Церкви. Активная жизнь в Церкви выросшего ребенка зависит от его последующей веры. Такая вера является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя и изгладить факт духовного рождения.
Крестился - и все грехи простились?
Как и где лучше всего крестить младенца?
Сколько стоят крестины?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|