Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Благовестие Захарии
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 19:36 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

Благовестие Захарии

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Ко дню зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

А.А. Иванов. "Архангел Гавриил поражает Захарию немотой". 1850-е. ГТГ

Евангелист Лука начинает свое повествование о благовестии Захарии с определения времени: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария (Лк. 1, 5). Этим он указывает на то, что начинает исполняться ветхозаветное пророчество о времени пришествия в мир Спасителя: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Быт. 49, 10). Ирод Великий, о котором и говорит евангелист Лука, приобрел себе титул царя Иудейского от римского сената подкупом. Получив трон, он, как иноплеменник, стал слепым орудием римлян, за что был особо ненавидим народом. Царь Ирод не был иудеем, и его царствование было фактически отнятием скипетра от Иуды, что говорило о наступлении времени пришествия Мессии-Примирителя.

Захария и его жена Елисавета принадлежали к роду Аронову и, как говорит Евангелие, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). Они прожили долгую жизнь и оба уже были в преклонном возрасте, однако детей они не имели, потому что Елисавета была бесплодна. У евреев, как уже говорилось, бездетность считалась позором и тяжким наказанием Божиим.

Захария был священником. Священниками у евреев становились не по личному призванию, а по происхождению из потомков Аарона. Те из них, которые принадлежали к этому роду и не имели законных препятствий для служения в Ветхозаветной Церкви, становились священниками. В Израиле были священники, которые не жили постоянно при храме, а имели свою очередь для служения, свою чреду. Священники рода Ааронова были разделены Давидом на двадцать четыре чреды, и во главе одной из них был поставлен некий Авия. К этой чреде и причислялся Захария. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники по жребию распределяли между собой обязанности.

Евангелист Лука как раз описывает момент служения в Иерусалимском храме Захарии - священника из Авиевой чреды. Захарии выпал жребий совершать каждение, для чего он вошел во вторую часть храма, которая называется Святилищем, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма - "дворе". (Кадильный жертвенник - это металлический стол, на решетку которого клали угли, и на них, в определенный момент богослужения, высыпался ладан, и воздух наполнялся благоуханным кадильным дымом.)

И вот, когда Захария совершал каждение на кадильном жертвеннике перед самым святым местом в храме - Святая Святых, - он увидел Ангела и очень испугался. Возможно потому, что по иудейским понятиям явление Ангела предвещало близкую смерть. Но Ангел говорит ему: Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).

О чем молился Захария? Какая молитва его была услышана Господом? Едва ли можно предположить, что Захария в такой торжественный момент богослужения молился о даровании ему сына, притом, что они с женой были уже в преклонном возрасте. Вряд ли Захария считал физически возможным для себя и своей жены иметь детей. Поэтому более вероятно то, что он, как один из лучших людей своего времени, молился о скорейшем пришествии Мессии. Притом как священник - посредник между Богом и молящимся народом - он должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении. И вот в ответ на свою молитву он видит Ангела, который возвещает ему, что жена его родит сына. И этот сын будет в радость не только ему, но и многие о рождении его возрадуются (Лк. 1, 14). Почему? Потому что этот человек будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (Лк. 1, 15).

Далее в Евангелии говорится, что этот ребенок будет назореем. Согласно ветхозаветному закону человек мог принять обет назорейства. Давшие обет либо постоянно выполняли различные обряды, установления, совершали определенные очищения, либо становились служителями Бога на какое-то время. Они не стригли волос, не брили бороды, не употребляли ничего спиртного (не только вина, но и более легких хмельных напитков), выполняли ряд других ограничений и вообще избегали всякого ритуального осквернения.

В этом не было ничего нового. Удивительное заключалось в другом: Ангел возвещает, что Иоанн Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, то есть Божия благодать, дар Святого Духа коснется человеческого сердца еще в чреве матери, то есть до его рождения. Мы знаем, что так и произошло.

И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их (Лк. 1, 16). Многих, но не всех, потому что Израильский народ уже много раз отвергал Бога за время своего существования, изменяя Ему. Конечно, множество несчастий происходило по этой причине. Однако когда народ возвращался к Богу, он вновь обретал Божию помощь, поддержку и укрепление. Но все-таки народ знал своего Бога, хотя и многократно отворачивался от Него. Люди продолжали исполнять Закон, но знание Бога и исполнение Закона все более становилось чисто внешним. И, когда Иоанн обратился к Израилю с проповедью о покаянии и исправлении жизни, к нему пришло множество иудеев, и они обращались к Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 17).

Представим себе реку Иордан, на берегах которой проходила жизнь значительной части Израильского народа. По ней плывет лодка, а перед ней - другая. Эта лодочка как бы предшествует плывущей за ней. Другая аналогия - это ледокол, который разбивает лед и прокладывает путь большому кораблю. Термин "Предтеча" вошел в богословие и применяется по отношению к Иоанну Крестителю. Он идет по жизненному пути перед Господом Иисусом Христом. С какой целью? Чтобы вернуть людей к Богу, чтобы обратить их сердца и души к Творцу, возвратить сердца отцов детям. Так благочестивые сыны Израиля на многое шли ради любви к Богу, а у их потомков уже не было такого усердия. Но, если душа не загорится любовью к Богу, ей не спастись. Поэтому надо было пробудить людей к покаянию. И в своих проповедях Иоанн стремился к этому. Причем, говоря о покаянии, он имел в виду не просто какое-то внешнее действие, а убеждал людей поменять образ мыслей, исправить их жизнь.

Престарелый священник Захария не поверил Ангелу: По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1,18). Захария поставил человеческое разумение выше Божественного. Он усомнился в возможности обещанного, ссылаясь на преклонный возраст свой и жены. Захария просит от Ангела знамения как доказательства. В ответ на его недоумение Ангел называет свое имя: "Гавриил", что значит "сила Божия". Как знамение и одновременно наказание за маловерие ему дается немота и глухота, которые разрешатся только после рождения младенца. Даже при наречении имени родившемуся младенцу с Захарией объяснялись знаками.

Каждение во Святилище обычно продолжалось недолго, и поэтому народ удивился, что Захария медлил. А когда он вышел и стал изъясняться знаками, то стало понятно, что ему было видение. Однако, несмотря на немоту и глухоту, Захария не оставил своего служения в храме и вернулся домой лишь тогда, когда окончились дни его служения. После этого Елисавета действительно зачала и пять месяцев таилась. Она искренне радовалась, потому что с разрешением ее неплодства Господь снял с нее поношение между людьми. Вот почему праведная Елисавета, перенесшая, без сомнения, много оскорблений из-за своего неплодства, так искренне и от всего сердца благодарила Бога.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "Христос и мы". Клин, "Христианская жизнь", 2007.


Рождество Иоанна Предтечи
Светильник


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (05.10.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4678
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz