Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» села Скурыгино Чеховского района
Композитор А.К. Лядов
Творческое наследие, оставленное Анатолием Константиновичем Лядовым, сравнительно невелико. Композитор так много занимался педагогической деятельностью, что на сочинение музыки почти не оставалось времени и в год ему удавалось написать два, в лучшем случае три произведения.
Он отдавал предпочтение малым музыкальным формам, поэтому все его сочинения, а до нынешнего времени дошло более шестидесяти нумерованных и около двадцати ненумерованных опусов, – это небольшие произведения, лаконичные миниатюры, многие из которых признаны непревзойдёнными шедеврами музыкального искусства. Лядов работал над пьесами очень тщательно, ювелирно оттачивая каждую деталь, благодаря чему сочинения композитора, пропитанные духом русского народного эпоса, покоряют своей выразительностью, мелодической напевностью, нежной лиричностью и ясностью музыкального мышления.
Анатолий Константинович Лядов родился 30 апреля 1855 г. в Санкт-Петербурге в семье известных музыкантов1. Анатолий с детства был окружен музыкой, его музыкальные способности и общественное положение его отца предопределили направление его воспитания, и в 1870 г. он был принят в Петербургскую Консерваторию бесплатным учеником на стипендию имени своего отца. В Консерватории Лядов некоторое время учился на скрипке и фортепиано, но в итоге перешел в класс практического сочинения, где стал заниматься у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий в 1876 г. был отчислен из Консерватории, хотя вскоре и был принят обратно. Именно в 1876 г. Лядов закончил свое первое фортепианное сочинение – «Бирюльки».
В мае 1878 г. художественным советом консерватории Лядову были присуждены Диплом свободного художника и малая серебряная медаль. В сентябре того же года Лядов был приглашен в Консерваторию преподавателем теории музыки. Педагогической деятельностью он занимался вплоть до последних лет своей жизни. Среди наиболее известных его учеников: Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Владимир Щербачев, Михаил Гнесин, Борис Асафьев, Николай Малько и другие композиторы.
Одновременно с преподавательской деятельностью началась и дирижерская карьера композитора. С 1879 г. он принимал участие в деятельности Санкт-Петербургского музыкального кружка любителей в качестве дирижера оркестра и хора. Дирижерская деятельность Лядова распространилась также на концерты Бесплатной музыкальной школы, Общедоступные симфонические концерты и Русские симфонические концерты, учрежденные в 1885 г. Беляевым.
Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей. В 1882 г. в городе Боровичи он познакомился с Надеждой Толкачевой – выпускницей Высших женских курсов и в 1884 г. обвенчался с ней, практически никого не поставив об этом в известность.
В 1887 г. супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 г. в семье Лядовых появился второй сын – Владимир.
В начале 1890-х гг. Лядов занял почетное место в русском музыкальном мире, пользовался уважением со стороны очень многих композиторов. Особое место в жизни Лядова занял Митрофан Беляев, так как их связывали очень теплые дружеские отношения и взаимное уважение. Анатолий Константинович, вместе с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым и Александром Константиновичем Глазуновым, был одним из главных музыкальных консультантов Беляева.
Вообще, Митрофан Беляев оказывал большую моральную поддержку Лядову в деле напечатания как собственных произведений, так и сочинений других авторов под редакцией Лядова. После смерти Беляева в 1903 г. Анатолий Константинович получал по завещанию усопшего друга пенсию, которая стала для него важным денежным подспорьем.
Из биографии Лядова мы узнаем, что Анатолий Константинович был наделен многими талантами. Помимо композиторского дара он имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству.
15 (28) августа 1914 г. Анатолий Константинович Лядов скончался после продолжительной болезни и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 г. его останки были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (в Некрополь мастеров искусств).
* * *
Единственное полностью завершенное духовное сочинение Анатолия Лядова появилось в поздний период его творчества – в 1909 г. вышел в свет сборник для хора a-Сappella «Десять переложений из Обихода». В этом сочинении Лядов гармонизовал избранные им самим мелодии из Обихода нотного пения, составленного целиком из одноголосных знаменных песнопений.
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Анатолия Константиновича Лядова «Задостойник Вознесения», адаптированного нами для исполнения смешанным хором.
1 Основателем династии был дед Анатолия, дирижер Николай Григорьевич Лядов (1777–1839). Отец Анатолия, Константин Николаевич Лядов (1820–1871), был капельмейстером оркестра Императорской Русской оперы, а также композитором.
1. Васина-Гроссман В. Анатолий Константинович Лядов. Л., 1945.
2. Зайцева Т.А. Непознанный А.К.Лядов. Челябинск, 2009.
3. Корсакевич О.А. Воспоминания и критические работы двоюродной сестры композитора А.К.Лядова, с приложением писем, документов и других материалов. М., Издательство «Композитор», 2017.
4. Михайлов М.К. А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества. Л., Музыка, 1985.
5. Подобед Л.В. Композитор А.К. Лядов и Боровичский край. СПб., 2005.
6. В.Тимченко. Духовная музыка Анатолия Константиновича Лядова http://gromadin.com/rmusician/archives/4802 (электронный ресурс).
Источник: mepar.ru
Композитор А.Д. Кастальский: к 160-летию со дня рождения
Протоиерей Георгий Яковлевич Извеков: к 80-летию со дня мученической кончины композитора Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|